Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.04.2014
Рабби Яаков Ицхак бен Ашер из Пшисухи (1766-1813), известный в хасидском мире как «Святой еврей» (ха-Иехуди ха-Кадош), был знаменит среди прочего своей необычной манерой вести занятия. Когда вместе с учениками рабби разбирал особенно сложный вопрос Галахи, то, прежде чем дать ответ, он подолгу его обдумывал, глубоко погрузившись в собственные мысли.
Как-то раз один из его учеников, который незадолго до того потерял отца, очень проголодался во время урока. Пока Ребе пребывал в своих обычных раздумьях, напоминавших медитативный транс, юноша решил воспользоваться затянувшейся паузой и ненадолго отлучиться домой, чтобы быстро перекусить.
Прибежав домой, молодой человек попросил мать собрать ему какой-нибудь еды. Когда сын поел, женщина попросила его подняться на чердак и принести одну из коробок. Боясь, что его отсутствие заметят, ученик Ребе ответил матери, что должен немедленно вернуться на занятия. Уже по дороге в иешиву он осознал свою ошибку: ведь изучение Торы предполагает соблюдение заповедей, а он только что упустил возможность исполнить заповедь о почитании родителей!
Тогда юноша развернулся и побежал обратно. Попросив у матери прощения, он принес с чердака нужную ей коробку, а затем снова засобирался на занятия. Как только молодой человек вошел в класс, Ребе из Пшисухи очнулся от дум и встал, чтобы поприветствовать его.
Следом за Ребе поднялись и все ученики. Стоя у двери, юноша недоуменно наблюдал за происходящим. Затем учитель озвучил ответ на занимавший его вопрос и попросил всех сесть. Заняв свое место, он обратился к молодому человеку: «А теперь расскажи, что с тобой произошло».
Выслушав его рассказ, рабби сказал: «Вам, конечно, интересно, почему я в тот момент поднялся. В Талмуде сказано, что великий мудрец Абайе был круглым сиротой: отец его умер вскоре после того, как забеременела мать, а сама она скончалась при родах. Как же он в этом случае мог исполнить заповедь почитания родителей? Очень просто: Абайе сопровождает всех, кто достойно исполняет эту мицву».
«Ты исполнил заповедь, — продолжил Ребе потерявшему отца юноше, — и с тобой был Абайе. Он вошел в иешиву вместе с тобой, и я приветствовал его стоя. И именно он помог мне найти ответ на тот сложный вопрос…»
Иерахмиэль Тиль