Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.04.2014
«Обида — это кислота,
разрушающая сосуд,
в котором она хранится»
Энн Ландерс
Возможно, одним из самых ценных уроков, которые преподносит нам Тора, является наказ освободиться от гнева и обиды, особенно в отношениях с близкими людьми. Сотни еврейских источников, создававшихся на протяжении многих веков, предостерегают нас о том, как бесполезно и разрушительно чувство злости. В книге Ваикра (19:17-19) прямо сказано: «Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему…Не мсти и не храни злобы…»
В Талмуде отмечается, что «тот, кто воздерживается от мести, получает награду от Всевышнего, прощающего все его грехи» (Йома 22b-23a). В другом трактате Талмуда говорится о том, что Всевышний любит человека, «который не испытывает злобы… и не настаивает на справедливом возмездии» (Псахим 113b). Маймонид развивает эту мысль, призывая нас «полностью избавиться от всего дурного в своем сердце и не вспоминать о нем никогда» (Законы Деот 7:7). Современный психолог перефразирует это наставление так: «Испытание отказом от гнева является прекрасной возможностью для личностного роста».
Означает ли это, что нам остается быть пассивными жертвами чьей-либо агрессии или оскорблений? Конечно, нет! Та же глава Торы сообщает, что мы должны ответить обидчику, дать ему словесный отпор, дабы не затаить против него злобы. Более того, мы обязаны защищаться и не ставить себя в уязвимое положение, при котором обида может повториться вновь. Действовать нужно смело и решительно, но при этом без ненависти в сердце и так, чтобы не разрушить окончательно отношения с ним — отвечать спокойно, без ноток осуждения в голосе, мыслей об отмщении, укоряющего взгляда или продолжительного холодного молчания.
Многие психотерапевты говорят о часто повторяющемся печальном семейном сценарии: с годами человек отдаляется от своих родных (родителей, детей или братьев), а когда кто-то из них внезапно умирает, любовь, годами скрывавшаяся под маской гнева, вдруг прорывается наружу, и человека начинает мучить чувство вины и горького сожаления. «Все эти годы меня не было рядом! А ведь я мог бы…», — корит он себя.
Традиционная еврейская философия предлагает нам решение, позволяющее избежать подобных трагедий. Вот чему учит нас Тора:
1. Не верь, что не можешь простить. Твоя задача заключается в том, чтобы прийти к прощению;
2. Пойми, что злость и обида подкрепляются нелогичными мыслями. Проанализировав истинную причину своего гнева, ты увидишь эти логические несоответствия и избавишься от них;
3. В нашем мире существует негативная энергия, которая направлена на уничтожение близости между людьми. Эта энергия и есть источник иррациональных мыслей;
4. В отношениях между двумя людьми под злостью скрываются боль, страх и — самое главное — потребность любить и быть любимым.
Помните, что к человеку нужно обращаться с «любящим прощением». И пусть в награду за это Всевышний приблизит день, которого все мы так ждем, — день наступления эры Мошиаха.
Исроэль Сусскинд