Top.Mail.Ru

Лотерейный билет

30.04.2014

После того как великий хасидский ребе Яаков Ицхак Горовиц (1745-1815), известный как Провидец из Люблина (ха-Хозе ми-Люблин), покинул этот мир, его осиротевшая община была безутешна. Но оставаться без Ребе евреи не могли, поэтому последователи цадика обратились к одному из лучших его учеников, раву Фишелу из Стрыкова, с просьбой стать их новым наставником. Еще при жизни Провидца из Люблина рав Фишел был очень замкнутым человеком и не общался почти ни с кем, включая других хасидов Ребе.


Рав Фишел согласился с большой неохотой, словно по принуждению. Очень скоро новый Ребе дал понять, что теперь отношения между общиной и ее лидером будут строиться совсем не так, как это было при других раввинах. Он объявил, что не станет продолжать традицию своих предшественников, которые брали на себя роль «чудотворцев», помогая обездоленным и преследуемым евреям Восточной Европы не только советом, молитвой и благословением, но порой и чудом. Рав Фишел был готов давать своим ученикам советы относительно их отношений с Творцом, наставлять их в изучении Торы, молитве и исполнении заповедей, но не собирался касаться материальной стороны жизни евреев. По его мнению, не стоило беспокоить Творца столь незначительными вопросами.

Хасиды, разумеется, удивились и огорчились порядкам нового рава, но приняли их со смирением.

Когда к ребе Фишелу приходил какой-нибудь несчастный еврей и начинал рассказывать о своих бедах, рав участливо его выслушивал и всегда пытался помочь найти верное решение. Если посетитель горевал о том, что остался без средств к существованию, Ребе обращался к одному из своих состоятельных хасидов с просьбой помочь бедняку. Если же у посетителя были проблемы со здоровьем, он рекомендовал хорошего врача, слывшего хорошим специалистом в той или иной области медицины. Иными словами, новый Ребе всегда давал дельный практический совет, но чудес не совершал.

Но как-то раз случилось то, во что не мог поверить ни один хасид той общины. Однажды дверь дома Ребе оказалась заперта, а сам он отказал в аудиенции всем, кто пришел к нему за помощью!

Хасиды окружили дом Ребе, в отчаянии пытаясь найти объяснение странному поведению своего духовного наставника. Когда рав наконец вышел на улицу, его внешний вид поразил собравшихся: на нем была обычная шляпа! С того дня, как Фишел из Стрыкова стал Ребе, он по примеру хасидских раввинов Польши носил штраймл (меховую шляпу). Теперь же он ничем не отличался от обычного хасида.

Ребе выглядел очень серьезным. Никто из хасидов не посмел заговорить с ним и спросить, в чем причина столь разительной перемены. Но одна мысль о том, что он решил оставить пост хасидского Ребе, привела их в смятение: община снова осиротела.

Спустя некоторое время в сердцах евреев вновь зародилась надежда: как-то раз они услышали, что в город приехал рав Симха Бунем из Пшисухи. Как и рав Фишел, он был учеником Провидца из Люблина и после его кончины также возглавил крупную хасидскую общину. Несмотря на большую разницу в возрасте, молодой рав Симха Бунем и пожилой рав Фишел были добрыми друзьями. Хасиды Стрыкова стали горячо просить рава Симху, чтобы тот уговорил своего друга не оставлять пост Ребе.

Два раввина беседовали в доме рава Фишела на протяжении нескольких часов. Хасиды терпеливо ждали их появления на улице. Они понимали, что в тот момент их духовная жизнь полностью зависела от силы убеждения раввина из Пшисухи.

Наконец рав Бунем вышел из дома. При виде его улыбки сердца хасидов затрепетали от радости, все с облегчением вздохнули: Ребе вернется к ним, их молитвы были услышаны!

Облегчение сменилось любопытством: хасидам было чрезвычайно интересно, каким образом раввину из Пшисухи удалось переубедить старшего товарища. Они окружили рава Бунема, умоляя рассказать о том, как прошла беседа.

Оказалось, что за несколько недель до того, как рав Фишел принял свое непростое решение, к нему на прием пришел один еврей, который оказался в бедственном положении. Его дочери были уже девушками на выданье, а у него не было ни денег на то, чтобы им выдать их замуж, ни надежды, что однажды эти деньги появятся. Сердце несчастного еврея было разбито.

Рав Фишел дал посетителю несколько советов, но ни один из них не был полезным. «Я вижу, что не могу помочь тебе обычным способом, — сказал почти отчаявшийся Ребе. — Поэтому предлагаю тебе купить лотерейный билет, и пусть Всевышний поможет тебе выиграть».

При первой же возможности еврей приобрел лотерейный билет. По условиям лотереи он мог участвовать в десяти розыгрышах, проводимых в течение десяти дней. В первый день выигрыша не было. Не было его и во второй, и в третий день... Целую неделю еврею не везло. С каждым новым днем его разочарование росло, а вера в силу благословения Ребе угасала.

На девятый день несчастный еврей окончательно пал духом и решил, что должен хотя бы возместить свои расходы и вернуть стоимость билета. Тогда он продал свой билет другому по цене, которую сам за него заплатил. А на следующий день услышал оглушительную новость: тот самый человек, который накануне купил у него свой лотерейный билет, выиграл огромную сумму денег.

Бедный еврей снова пришел к Ребе, жалуясь на преследующие его неудачи. Обливаясь слезами, он рассказал раввину о случившемся. Эта история произвела на рава Фишела сильнейшее впечатление: в ней он увидел Б-жественное послание. Ребе понял, что его попытки совершить чудо не радуют Творца. Вот почему, решил раввин, так исказилось данное им благословение: оно было исполнено, но человек, которому полагались все блага, ничего не получил. И тогда рав Фишел пришел к выводу, что не достоин роли Ребе, которую поспешил на себя принять.

Каким же образом раву Симхе Бунему из Пшисухи удалось убедить рава Фишела изменить свое решение? Он рассказал товарищу похожую историю, которая недавно приключилась с ним самим.

К нему пришел бедный отец большого семейства и пожаловался, что ему нечем кормить детей. Рав Симха благословил бедняка на удачу в деньгах, но тот был не готов принять такое простое и «обычное» благословение. Он потребовал точного указания, как именно это благословение будет исполнено, вспомнив, что все его прежние попытки заработать денег заканчивались неудачей. Тогда рав Бунем ответил: «Горе Бунему, если он должен служить Творцу, рассказывая Ему о том, как помочь еврею преуспеть».

Рав Фишел понял этот тонкий намек и решил вернуться к обязанностям Ребе, только теперь относился к ним иначе.


Биографическая справка:

Рав Фишел («Фишеле») Шапира из Стрыкова (1743 — 1822) был учеником Магида из Межрича, рава Элимелеха и Провидца из Люблина. Был известен как необычайно скромный и смиренный хасид. Современники называли его Ола Тмима («чистая жертва всесожжения»).

Рав Симха Бунем из Пшисухи (1765 — 1827) долгие годы был коммерсантом, владел аптекой. Был любимым учеником Провидца из Люблина и Святого Еврея (ха-Йехуди ха-Кадош), преемником которого стал впоследствии. Известен как «Ребе всех Ребе». Самыми выдающимися его учениками были Коцкий Ребе, а также первые раввины Гуры и Александрова.


Иерахмиэль Тиль


Tэги: ХАСИДИЗМ
{* *}