Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.07.2014
В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, рассказывается одна проникновенная история. Она начинается с молитвы Моше о том, чтобы Всевышний назначил ему преемника — следующего лидера еврейского народа.
В словах Всевышнего, обращенных к Моше, дан лишь один намек: «Когда ты увидишь ее, приобщишься и ты к своему народу, как приобщился твой брат Аарон». По мнению Раши, в словах «приобщишься и ты» союз «и», казалось бы, не нужен. На этом основании он приходит к выводу о том, что «Моше возжелал смерти, подобной смерти Аарона».
Чему именно позавидовал Моше? Значит ли это, что он хотел умереть без боли, как Аарон? Конечно, нет, Моше не боялся боли. Завидовал ли он тому, как народ любит Аарона? В Торе сказано, что, когда Аарон умер, о нем скорбели «все сыны Израиля». О Моше ничего подобного не говорится. Но и это не ответ на наш вопрос. Моше знал, что позиция лидера не всегда подразумевает народную любовь. Он ее и не искал. Иначе он бы не мог сделать то, что был должен сделать, чтобы исполнить свою миссию.
Наиболее верную интерпретацию этих слов дал Ктав Софер. По его мнению, Аарон был удостоен счастья знать, что его дети пойдут по его стопам. Еще при жизни Аарона его сын Элазар стал первосвященником. До сих пор все коэны являются прямыми потомками Аарона. Согласно Ктав Соферу, Моше очень хотел, чтобы один из его сыновей, Гершом или Элиэзер, занял его место и стал следующим лидером еврейского народа. Но этого не произошло.
Раши приходит к схожему заключению, отмечая другую деталь. Отрывок текста, в котором Моше просит Всевышнего назначить ему преемника, следует сразу после истории о дочерях Целофхада. Девушки просили Моше дать им владение в Земле Израиля, которое полагалось их умершему отцу. Раши видит связь между этими двумя эпизодами: «Услышав, что Б-г повелел ему отдать девушкам владение в удел, Моше сказал самому себе: “Пришло время и мне просить, чтобы мои сыновья стали моими преемниками”. Но Всевышний ответил: “Я решил иначе. Йегошуа достоин вознаграждения за то, что был тебе верным помощником и никогда не покидал твоего шатра”. Именно это подразумевал царь Шломо, говоря: “Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести”». Просьба Моше не была удовлетворена.
Вот как мудрецы Торы и Раши восстановили сюжет, лежащий в основе священного текста. Что же стало с сыновьями Моше? Был ли он, величайший лидер народа Израиля, разочарован тем, что не они стали его преемниками? Насколько глубоко был разочарован Моше? Дал ли ему Всевышний какое-либо утешение?
Моше и Аарон олицетворяют две главные роли, обеспечивающие преемственность еврейской традиции: орим и морим, родителей и учителей. Родители передают еврейское наследие своим детям, учителя — своим ученикам. Аарон был архетипом родителя, Моше — великим примером учителя: недаром мы и сегодня называем его Моше Рабейну, то есть «наш учитель Моше». Последователями Аарона стали его сыновья, преемником Моше — его ученик Йегошуа.
Мудрецы подчеркивают, что в соответствии с учением Торы лидерство не всегда наследуется от отца к сыну. В Талмуде (трактат Недарим 81а) сказано:
«Старайтесь не притеснять детей бедняков, ибо они несут Тору, как сказано: “переливаться будет вода через край ведер его”, что означает “бедные среди них” несут Тору. Почему, как правило, у ученых людей рождаются дети, которые не становятся учеными? И сказал рав Йосеф: чтобы они не могли сказать, что Тора только для них. А рав Шиша, сын рава Иди, сказал: чтобы они не заносились в обществе. Мар Цутра сказал: потому, что они бесцеремонно ведут себя с окружающими».
Если бы роль лидера еврейского народа передавалась по наследству от отца к сыну, иудаизм довольно скоро стал бы олицетворением общества привилегий и иерархий. А мудрецы подобного допустить не могли. Каждый из нас имеет право на Тору. Она — общее достояние всего еврейского народа. И эту мысль наиболее точно высказал великий Маймонид:
«Тремя коронами коронованы сыны Израиля: короной Торы, короной священства и короной царства. Короны священства удостоился Аарон… Короны царства удостоился Давид… А корона Торы — уготованное наследие всей общины Яакова. Ее получает любой желающий. И не думайте, что короны священства или царства больше короны Торы, ибо сказано: “Мною цари царствуют, и повелители устанавливают правду. Мною начальствуют правители и вельможи — все судьи земли”. Из этих слов мы видим, что корона Торы больше двух других корон».
Это один из величайших постулатов иудаизма, олицетворяющих равноправие. Корона Торы доступна каждому, кто ищет ее. Мы знаем примеры общественных устройств, которые стремились добиться равенства путем равномерного распределения между людьми власти и богатства. Ни одно из них не принесло ожидаемых результатов. У евреев же был иной подход к этому вопросу. Общество равных возможно лишь в том случае, если всем его членам в равной степени доступны знания (а самый важный вид знания, источником которого является Тора, — это знание о жизни). С древних времен и по сей день еврейские общины во всем мире создавали школы, содержание которых полностью брали на себя, — чтобы у каждого члена общины была возможность учиться.
Еврейские мудрецы указывают на тесную связь между домом и школой, между родителем и учителем. Вот что говорит об этом Маймонид:
«Человек из народа Израиля, обладающий знаниями, обязан учить каждого обратившегося к нему ученика, даже если это не его сын, как сказано: “И повторяй их сынам своим”. В соответствии с традиционным толкованием слова «сынам своим» касаются и учеников, ибо их называют детьми, как сказано: “И вышли к Элише сыны пророков”» (Мелахим II 2:3).
Эту мысль мудрец продолжает следующим образом: «Точно так же, как человек обязан почитать своего отца, он должен почитать и своего учителя. И даже больше, ведь отец привел его в этот мир, а учитель, передающий ему свою мудрость, обеспечивает ему место в будущем мире».
В Торе родителю отведена роль учителя и наставника. «И повторяй их сынам своим». «И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой…Ты скажешь ему». Образование — есть разговор между поколениями, между отцом и сыном. В одном из стихов Торы, объясняющем, по какой причине именно Авраам был избран в качестве родоначальника новой веры, говорится: «Ибо Я предопределил его на то, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после него следовать путями Б-га, творя добро и правосудие». Авраам был выбран на роль одновременно и отца, и учителя.
Моше не было позволено назначить своим преемником одного из сыновей, потому что его личное разочарование должно было стать источником надежды для будущих поколений. В соответствии с Торой, лидерство отнюдь не прерогатива элиты. Оно не наследуется от отца и не передается потомкам великих мудрецов. Оно доступно каждому из нас: нужно только стремиться к нему и вкладывать все свои силы, энергию и время для достижения этой цели. В то же время Моше было дано великое утешение. По сей день все коэны являются прямыми потомками Аарона, а все, кто изучает Тору, считаются учениками Моше Рабейну. Одни удостаиваются того, чтобы стать родителями; другим дается привилегия стать учителями. Обе эти ипостаси в той или иной степени позволяют нам оставить часть себя в этом мире. Родитель-учитель и учитель-родитель — две величайшие роли, одна из которых увековечена в Аароне, а другая — в Моше Рабейну.
Джонатан Сакс