Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.07.2014
Однажды удача отвернулась от богатого марокканского еврея, жившего в городе Рабат. Он был вынужден оставить свой дом и скитаться из города в город в поисках возможности заработать денег, которых ему бы хватило, чтобы прокормить свою большую семью. Несмотря на безусловную веру в силу Всевышнего, ему было непросто найти применение посланному свыше благословению.
После нескольких неудачных попыток неудачливому еврею все же удалось отыскать заработок. Накопив внушительную сумму денег, он наконец смог вернуться к своей семье.
По пути домой он оказался в городе Сале, что недалеко от Рабата. Был вечер пятницы, и путник решил остаться здесь на шаббат. В Сале жил его старинный друг, с которым он не виделся очень много лет и в доме которого ему обязательно оказали бы теплый прием.
И в самом деле, завидев на пороге старого друга, хозяин дома стал настаивать на том, чтобы гость остался у него на шаббат. Усталый путник охотно согласился. Перед зажиганием субботних свечей гость отдал хозяину на хранение кошелек со всеми своими сбережениями, чтобы не беспокоиться о деньгах в святой день отдыха.
Как только шаббат закончился, еврей из Рабата засобирался в дорогу. Ему не терпелось поскорее попасть домой. После совершения авдалы он попросил друга вернуть ему кошелек.
— О чем ты говоришь? — недоумевал хозяин дома. — Ты не давал мне никаких денег.
От удивления гость оторопел и едва не лишился чувств. Немного придя в себя, он принялся умолять своего, теперь уже бывшего, друга вернуть деньги, которые он заработал с таким трудом и которые были единственным спасением для его семьи.
Хозяин дома взорвался от негодования.
— Ну ты и наглец! — кричал он. — В своем ли ты уме?! Ты спал в моем доме, ел за моим столом и теперь смеешь бросать мне такие обвинения?
Увидев «праведный» гнев на лице бывшего друга, гость понял, что этот плут никогда не сознается в содеянном и не вернет украденные деньги по своей воле. Тогда он решил немедленно заявить о случившемся в бейт-дин (раввинский суд).
В то время раввином Сале был знаменитый Ор а-Хаим, рав Хаим ибн Аттар. Когда к нему пришли бывшие друзья, он внимательно выслушал обе стороны, а затем обратился к хозяину дома:
— Этот еврей требует, чтобы ты вернул деньги, которые он отдал тебе на хранение перед шаббатом. Что ты на это скажешь?
— Не было такого, — поспешно ответил тот. — Он все это выдумал, чтобы оклеветать меня.
Рав Хаим обратился к несчастному истцу:
— Возможно, у тебя есть свидетель? Кто-нибудь может подтвердить, что ты передавал ему деньги?
Истец побледнел еще больше.
— Нет, свидетелей не было. Дело было перед наступлением субботы. Мы сидели под деревом, я протянул ему кошелек и попросил держать его в надежном месте до исхода шаббата.
— Под деревом? Очень хорошо! — радостно воскликнул Ор а-Хаим. — Вернись к тому дереву и попроси его выступить твоим свидетелем!
Просьба раввина привела путника в недоумение. Однако, помня о том, что Ор а-Хаим известен своими чудесами, он, не задавая лишних вопросов, поднялся и пошел к дереву выполнять наказ ребе.
Спустя несколько минут Ор а-Хаим сказал, что истец, должно быть, уже нашел то самое дерево.
— Ребе, что ты имеешь в виду? — удивился ответчик. — Отсюда до того дерева далеко.
— Отдай этому бедному еврею его деньги, сейчас же! — строго произнес Ор а-Хаим и, увидев изумление на лице своего собеседника, добавил: — Если бы он не отдал тебе деньги под тем деревом, откуда бы ты знал, где оно находится?
Ответчик побледнел и, не говоря ни слова, вернул украденные деньги.
Оказавшись наконец в родном Рабате, путник с умом распорядился деньгами и, с Б-жьей помощью, стал богаче прежнего.
Иерахмиэль Тиль
Адаптация текста из Эхъе веАсапер, стр. 145-146. Echyeh v’Asaper, pp. 145–146 (Впервые опубликован в журнале Кфар ХАБАД)
Биографическая справка:
Рав Хаим (бен Моше) ибн Аттар (Сале, Марокко, 1696 — Иерусалим, 1743) широко известен как автор одного из важнейших сборников комментариев к Торе, — книги Ор а-Хаим, изданной в Венеции в 1741 году, когда ее автор был уже по пути в Святую землю. Рав Хаим снискал славу праведника и чудотворца, отсюда пошло его прозвище — Святой. Похоронен за стенами Старого города в Иерусалиме.