Top.Mail.Ru

Дорогое благословение

23.07.2014

У одного витебского хасида много лет не было детей. Несколько раз приезжал он в Лиозно к своему ребе, раву Шнеуру Залману из Ляд (основателю хасидского движения ХАБАД), умоляя помолиться о нем и попросить для него благословения у Небес. К удивлению и огорчению хасида, раз за разом Ребе отвечал, что не в силах ему помочь.


В очередной раз хасид решил попытать счастья и попросить у Ребе помощи: записку с просьбой о благословении (так называемому пидьон нефеш — «искупление души») он сопроводил щедрым пожертвованием. И снова Ребе ответил, что не может ничем ему помочь, но на этот раз посоветовал отчаявшемуся еврею отправиться к другому хасидскому мудрецу, раву Шломо из Карлина (Карлинеру), аргументировав тем, что тот единственный в состоянии оказать ему помощь.

Как правило, хасиды не любят обращаться за советом к «чужому» ребе, н
о рава Шломо из Карлина ему посоветовал его ребе. Хасид отчаянно хотел детей, а годы шли, поэтому он без возражений отправился в путь.

Оказавшись в Карлине, он узнал от местных хасидов, что лучшее время для беседы с их ребе — когда тот собирается в путешествие. В такие моменты Карлинский ребе щедро раздает советы и благословения всем, кто его сопровождает. Наш хасид остался в Карлине, и через несколько дней реб Шломо возвестил о том, что отправляется в очередное путешествие и по этому случаю приглашает всех, кто нуждается в его помощи, сопровождать его в поездке. Хасид охотно занял место в одной из повозок, и вскоре они двинулись в путь.

Рав Шломо вместе со своими спутниками проехал через множество городов и деревень. Путешествие продолжалось уже несколько дней, но наш хасид так и не нашел возможности лично поговорить с Карлинским ребе. Более того, он не вполне понимал, какова была цель их поездки. В конце концов, когда они остановились в очередной деревне, Карлинер подозвал к себе хасида и сказал, что если тот
передаст ему внушительную сумму денег, то получит благословение на потомство.

Хасид не был особенно обеспеченным человеком, к тому же он уже потратил немалые деньги на это путешествие. «Как же поступить?» — задумался он. После недолгих размышлений он решил, что не сможет выполнить условие, которое поставил перед ним Карлинский ребе. Выразив раввину свое глубокое почтение, хасид отправился домой, но на душе у него было неспокойно: разве мог цадик потребовать такую сумму за свое благословение?

Спустя какое-то время наш хасид снова решил попытать счастья в Лиозно, у рава Шнеура Залмана. На аудиенции Ребе спросил, встречался ли тот с равом Шломо и, если да, что ему посоветовал карлинский цадик.

Хасид рассказал историю о том, как пришел в Карлин, как потратил много времени и усилий на путешествие с раввином, и возмутился тем, что Карлинер потребовал за свое благословение столь крупную сумму денег.

На это рав Шнеур Залман ответил:

— У тебя нет детей, потому что однажды ты глубоко оскорбил мудреца Торы.

— Да я в жизни своей не оскорблял ни одного мудреца Торы! — воскликнул хасид.

— Оскорблял! — настаивал Ребе. — Ты обидел великого мудреца и праведника, раввина из Любавичей, Иссахара Бера, благословенна его память.

— Никогда бы не подумал, что он был таким уж особенным человеком, — ответил изумленный хасид.

— Неужели? Тебе следовало бы знать о том, что ему каждый день открывался пророк Элиягу! — сказал Ребе. — В Талмуде сказано, что за оскорбление мудреца Торы должно возместить одну литру (около фунта) золотаКомментарий. Но рав Иссахар уже покинул этот мир, и ты не можешь принести ему извинения и загладить свою вину. Однако существует более позднее раввинское постановление, согласно которому, заплатив литру золота, согрешивший может облегчить свою участь. Карлинский ребе провел тебя по всем городам и деревням, где похоронены раввины, выпустившие это постановление, с тем чтобы заручиться их поддержкой. Сумма денег, которую он у тебя попросил, была равна литре золота. Но ты, к сожалению, упустил возможность искупить свою вину.

«Сам я тебе в этом деле помочь не смогу, — добавил Ребе. — Рав Иссахар был моим учителем, а ученик не может дать прощение за своего наставника».

Иерахмиэль Тиль

Биографическая справка:

Рав Шнеур Залман из Ляд
(1745–1812), один из любимых учеников Маггида из Мезрича, основатель хасидского движения ХАБАД. Автор известных трудов «Шулхан арух ха-рав» и «Тания», а также множества других работ по еврейскому закону и учению Каббалы.

Рабби Шломо из Карлина (1738–1792) также был учеником Маггида и рава Аарона Перлова (реб Аарон ха-Гадоль) из Карлина, преемником которого он стал в 1772 году. Большинство хасидских раввинов следующего поколения, живших в Литве, были его учениками.

{* *}