Top.Mail.Ru

Кипящий свинцец и раскаяние грешника

01.10.2014

Один еврей, всю свою сознательную жизнь нарушавший законы Торы, как-то раз ужаснулся мысли о том, что его ждет в Будущем мире. К собственному удивлению, этот человек осознал, что мысли о раскаянии посещают его все чаще и чаще, хотя он и понимал, насколько сложным оно для него станет. Еврей решил обсудить этот вопрос с рабби Моше де Леоном, мысленно поставив условие, что не будет брать на себя конкретных обязательств.

Встретившись с великим каббалистом, наш герой шутливо описал свою ситуацию. Он рассказал раввину о том, что серьезно болен и поинтересовался, существует ли лекарство для лечения этой болезни. Мудрец бросил на человека, имевшего в еврейской общине Испании XIII века репутацию самого знаменитого грешника, внимательный взгляд, а затем ответил, что никакого лекарства, кроме ранней смерти, для человека, страдающего подобным недугом, не существует.

Глаза грешника расширились от ужаса, но через некоторое время он смиренно спросил: «Если я приму на себя этот приговор и все связанные с ним страдания, получу ли я тогда долю в Будущем мире?»

Каббалист заверил собеседника в том, что он получит свою долю, но тот продолжал настаивать: «Поклянись, что я окажусь там же, где и ты». Рабби Моше пообещал еврею, что в нужный момент он сделает все от него зависящее, чтобы раскаявшийся грешник оказался в раю.

Услышав эту клятву и поверив ей, гость раввина, однако, не сдвинулся с места. Он явно был потрясен. Затем он ушел и постарался поскорее забыть слова великого мудреца, но из этой затеи ничего не вышло. Слова раввина не выходили из его головы. Теперь привычный образ жизни казался ему пустым и бессмысленным. В конце концов, он вновь пришел к рабби Моше де Леону.

— Ну хорошо, — произнес он тихим, но твердым голосом, — я согласен и готов принять любое наказание, которое ты для меня вынесешь.
— Следуй за мной, — сказал раввин, направляясь в свой кабинет.

Как только они оказались в кабинете, раввин попросил прислугу принести немного свинца и кузнечные мехи. Затем он раздул при помощи мехов огонь, над которым поместил сковороду со свинцом. Когда сковорода нагрелась, свинец расплавился и закипел. Раввин созвал в кабинет учеников иешивы всех возрастов, усадил грешника на скамью у мехов и показал сковороду с кипящим в ней свинцом, объяснив, что таково одно из четырех наказаний, упомянутых в Торе. «Сознайся во всех своих грехах, — продолжил раввин, — искренне и всем сердцем признай величие Всесильного; прочитай “Шма Исраэль” и прими эту искупительную смерть за все совершенные тобой прегрешения и преступления против Творца, равно как и за то, что всю свою жизнь твои поступки вызывали гнев Б-га».

Еврей вскочил с места и, горько плача и причитая, беспрекословно исполнил приказание раввина. Его очевидное раскаяние произвело сильнейшее впечатление на всех собравшихся. Раввин подошел к раскаявшемуся еврею и попросил его сесть. «Открой рот пошире, сейчас я залью тебе в горло кипящий свинец», — сурово продолжил мудрец и завязал глаза грешника платком.

Ученики иешивы пришли в полное изумление, их объял ужас. Поборов страх, еврей широко раскрыл рот. Рабби Моше де Леон быстро извлек из складок одежды баночку с медом, наполнил ложку и опустил ее на язык грешника. «Да будут забыты твои грехи, а преступления будут искуплены», — громко произнес раввин.

Почувствовав вкус меда и поняв, что произошло, еврей возмутился: «Ребе, что ты сделал со мной? Почему ты не убил меня? Зачем ты меня обманул? Уничтожь мое тело, как ты и обещал, во славу Всевышнего, Царя Царей, Пресвятого, благословен Он. Мне невыносима собственная греховность; для чего мне жить? И все это время я никак не пострадал — не было ни ударов, ни ран, не пролилось ни капли моей крови. Пожалуйста, сделай это для меня!»

Рабби Моше де Леон положил руку на плечо плачущего еврея и постарался успокоить его. «Друг мой, — мягко начал он, — не бойся и не переживай. Всевышний хочет перемен в сердце грешника, а не его смерти. Твое раскаяние и возвращение к традициям отцов были приняты Небесами. Теперь ты должен жить новой, чистой и праведной жизнью».

С этого дня наш герой стал другим человеком. Все свое время он проводил за изучением Торы, сблизился с рабби Моше де Леоном и жадно постигал мудрость великого раввина. Он молился, раскаивался, день и ночь проводил в учебе, почти ничего не ел и ни с кем не общался.

Прошли годы. Великий каббалист рабби Моше де Леон покинул этот мир. Его бааль-тшува (раскаявшийся грешник, вернувшийся к соблюдению традиций предков) был безутешен. Он молил Всевышнего сжалиться над ним, дав ему умереть для того, чтобы на Небесах он мог воссоединиться с любимым учителем. Каждый день он обращался к Творцу с этой просьбой. Глаза его были полны слез, а в сердце воцарилась печаль. В конце концов его просьба была исполнена. Он тяжело заболел и уже не поднимался с постели. Но однажды он внезапно встал и произнес: «Дайте дорогу нашему учителю и господину, рабби Моше де Леону, который пришел для того, чтобы исполнить данную мне клятву и сопроводить меня в свое жилище в раю».

Спустя несколько секунд его душа покинула тело и отправилась за своей долей на Небеса. Говорят — а кому-то это даже приснилось — что он в действительности удостоился чести изучать Тору в небесной иешиве вместе со своим любимым учителем.

Биографическая справка:
Рабби Моше де Леон (1238–1305) из Гвадалахары известен как первый публикатор книги Зоар (каббалистический труд, созданный мудрецом эпохи Мишны рабби Шимоном бар Йохаем). Перу самого Моше де Леона принадлежит другой известный каббалистический труд, «Шекель а-Кодеш».

Йерахмиэль Тильс 

{* *}