Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.10.2014
Ценности иудаизма нередко отличаются от тех, что приняты в светском мире. Это касается в том числе праздников. И еврейская, и «светская» жизнь состоит из будничных и праздничных дней. Однако между еврейскими и светскими праздниками очень мало общего.
В обычном, светском, календаре праздничные дни «разбросаны» по всему году, давая нам передышку от ежедневного рутинного труда. В действительности большинство людей работает ради возможности будущего отпуска: работа является для них средством достижения цели, которая заключается в отдыхе и получении удовольствия от времени, проведенного вне офиса. Конечно, это верно в том случае, если работа служит лишь источником средств к существованию, а главная причина трудоустройства — исключительно материальный интерес. Тем не менее перспектива заслуженного отдыха в выходные и праздничные дни служит для людей стимулом для того, чтобы трудиться сверхурочно. Проводя выходной день в кругу семьи, наслаждаясь видом заката на берегу моря или отпуском на горнолыжном курорте, вы едва ли будете думать о работе, если только не являетесь законченным трудоголиком. Работа выполнена, теперь самое время насладиться наградой!
Другое дело — еврейский календарь. В нем праздники предназначены не для того, чтобы обеспечить человеку возможность абстрагироваться от повседневного быта и отдохнуть от всякой работы. Наоборот, именно в еврейские праздники мы особенно усердно соблюдаем заповеди, больше времени проводим на своем «рабочем месте» (то есть в синагоге), исполняем множество различных предписаний и ритуалов. Праздники в еврейском календаре представляют собой, скорее, маяки, освещающие трудовые будни остального года. Иными словами, во всем мире люди работают для того, чтобы иметь возможность отдохнуть, а евреи отдыхают для того, чтобы иметь возможность работать!
Наша обыденная жизнь представляет для Б-га гораздо больший интерес, чем праздничные ритуалы. Еврей может казаться образцом благочестия, надев китл (длинное и широкое белое одеяние), вдохновенно читая праздничные молитвы, послушно трапезничая всю неделю Суккота в сукке или самозабвенно отплясывая в синагоге в Симхат Тора. Но возникает вопрос: не перестает ли он при этом быть самим собой? Лучше всего наша натура раскрывается именно в будничной жизни, а не во время редких вспышек праздничной святости.
Всевышний стремится к тому, чтобы стать частью нашей повседневной жизни, а не только праздничных ритуалов. Он дарует нам праздники в надежде на то, что в эти наполненные вдохновением дни мы впустим Его в свои сердца и не станем вытеснять Его оттуда во время церемонии авдалы, завершающей любой праздник.
Попробуем?
Нафтали Зильберберг