Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.10.2014
Много лет рав Зеев Кицес, один из старших учеников рабби Исраэля Баал Шем Това (Бешта), мечтал побывать в Святой Земле. Наконец ему представилась такая возможность. Перед тем как отправиться в путешествие, он решил навестить своего учителя, чтобы получить благословение на легкую дорогу.
— Помни, реб Зеев, человек должен знать, как правильно ответить на заданный вопрос. Тщательно обдумывай каждое слово, прежде чем что-то сказать, — наставлял его Бешт. Рав Зеев и понятия не имел, о чем шла речь, однако запомнил это наставление, решив, что в скором времени смысл его станет ясен.
Без приключений добрался он до гавани и сел на корабль, отправлявшийся в Святую Землю. Во время путешествия случилась досадная неприятность. Когда судно зашло в порт какого-то острова, чтобы пополнить запасы провизии, пассажиры воспользовались возможностью провести несколько часов на суше. Рав Зеев был настолько погружен в свои мысли, что не услышал приглашения капитана вернуться на борт, и остался на берегу. В смятении бродил реб Зеев Кицес по порту, не понимая, где он оказался и как долго ему придется ждать следующего корабля.
Вдруг его окликнули: «Реб Ид! Чем ты так удручен?» Подняв глаза, рав Зеев увидел перед собой праведника с белой, как снег, бородой. Радости его не было предела. Какое облегчение, на этом острове была своя община, вероятно, с синагогой и миквой! Оказалось, что следующий корабль прибудет в порт через несколько дней и старик будет счастлив, если рабби Зеев окажет ему честь, оставшись в его доме на шаббат. Видано ли, ученик самого Баал Шем Това пожаловал в их края!
Хозяин дома оказался истинным знатоком Торы, и шаббат они провели, молясь и читая Писание. Рав Зеев чувствовал, будто снова оказался в Меджибоже, за столом своего Ребе. Утром в воскресенье он в сопровождении гостеприимного старца вернулся в гавань, чтобы сесть на другой корабль, отправлявшийся в Святую Землю.
Прощаясь, старик обратился к гостю с вопросом:
— Скажи, реб Зеев, как живут евреи в твоей стране? Как они переживают наше изгнание?
— Слава Б-гу, все хорошо, — ответил тот, торопливо поднимаясь по трапу. — Всевышний не оставляет Свой народ.
Только когда корабль уже отплыл от острова, рав Зеев вспомнил наставление Бешта, данное ему в их последнюю встречу.
— Горе мне! Что же я наделал! — воскликнул он. — Ведь Ребе предупреждал меня, чтобы я взвешивал каждое свое слово, перед тем как ответить на вопрос. Почему я не сказал правду? Почему я не рассказал старику о нищете и гонениях на евреев, о нашей борьбе с теми, кто упорно стремится уничтожить нас физически и духовно?!
Рав Зеев был настолько подавлен своим поступком, что, как только корабль бросил якорь в следующем порту, сошел на берег и поспешил назад в Меджибож, чтобы рассказать Баал Шем Тову о случившемся. Теперь у еврея не было сомнений, что, давая ему наставление перед поездкой, Ребе имел в виду именно встречу со старцем на острове.
Выслушав рассказ своего ученика, Бешт огорчился:
— Реб Зеев, каждый день наш праотец Авраам спорит с Творцом. «Владыка Вселенной! — взывает он, — что будет с моими детьми? Почему они все еще страдают в изгнании?» На это Всевышний отвечает: «Я не оставил их». Но Авраама этот ответ не успокаивает. И тогда Всевышний добавляет: «Почему ты сам не спросишь их об этом? Смотри, вот реб Зеев Кицес, честный и праведный еврей, отправляется в Святую Землю. Почему бы тебе не спросить его?»
Янки Таубер