Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.10.2014
«Когда солнце склонилось к закату,
Аврам погрузился в глубокий сон.
Тьма и великий ужас обуяли его.
Господь сказал Авраму:
— Знай, что твоим потомкам
суждено стать пришельцами в чужой стране,
где их поработят и будут угнетать
четыреста лет […] А затем твои потомки
уйдут [оттуда] с большим достоянием»
(Берешит 15:12-13).
Галут, изгнание, имеет множество форм. Египетское рабство, насильственное переселение евреев в Вавилонию, жизнь евреев, загнанных в средневековые гетто и черту оседлости, страдания еврейских узников нацистских концлагерей, вынужденные уступки современного Израиля капризам мировых держав — все это разные проявления состояния галута, которое в Торе обозначается словосочетанием «пришельцы в чужой стране». В галуте человек является не хозяином положения, а лишь объектом влияния. Он не властен над обстоятельствами — он становится их жертвой.
Галут зачастую рассматривают как наказание, посланное еврейскому народу за его проступки и прегрешения. Читая в шаббат и праздники дополнительную молитву Мусаф, мы вспоминаем, что «за грехи наши мы были изгнаны из земли нашей». Но это лишь часть истории. Когда Всевышний заключал с Авраамом «союз меж рассеченных частей», знаменовавший скорое появление еврейского народа, Он сообщил праотцу: «Твоим потомкам суждено стать пришельцами в чужой стране». Получается, что галут был предопределен еще до того, как евреи стали народом.
Мы действительно находимся в изгнании на протяжении большей части нашей истории. Периоды Первого и Второго Храмов (826-423 гг. до н. э. и с 349 г. до н. э. по 69 г. н. э.) вместе составляют около 830 лет, в течение которых еврейский народ жил в Земле Израиля, а среди нас открыто пребывала Шхина (Б-жественное присутствие). Однако в эпоху Второго Храма евреи жили под властью других государств, да и во времена Первого Храма случались внутренние распри и попытки завоевания Израиля чужеземцами. В Талмуде говорится о том, что лишь одно поколение, жившее в период 40-летнего царствования царя Шломо, застало то время, когда «луна была полной», то есть когда наши отношения с Всевышним были полноценными, а мы сами были истинными хозяевами своей судьбы.
Можно предположить, что состояние изгнания, в котором еврейский народ пребывает почти всю свою историю, стало неотъемлемой частью еврейского характера или по меньшей мере привычным укладом жизни. Но самое поразительное то, что и спустя почти 4000 лет после заключения «союза меж рассеченных частей» оно для нас так же чуждо и пугающе, как и для Авраама в тот роковой день, когда обуяли его «тьма и великий ужас».
Все народы мира (многие из которых гораздо более могущественны, богаты и политически независимы, чем евреи) в целом уже смирились с тем фактом, что в нашем мире присутствует силы, которым они не могут противостоять. Все, кроме евреев. Мы не смирились с галутом. Мы никогда не принимали его и никогда не переставали мечтать об избавлении.
Неестественность галута и есть путь к тому самому «большому достоянию», появляющемуся в результате изгнания. Непрерывное осознание того, что мы находимся не на своем месте, и непоколебимая вера в то, что текущие обстоятельства временны и не отражают истинную природу вещей, лежат в основе всех достижений и свершений еврея.
Именно в этом и заключается парадокс галута: его сила происходит от самого факта того, что быть его не должно, от непрекращающихся попыток покончить с ним, от твердой веры в то, что наши усилия, в конце концов, принесут свои плоды, ведь во время заключения «союза меж рассеченных частей» был предопределен и конец изгнания.
Евреев обвиняли во множестве самых разных грехов, но никто и никогда не считал нас наивными. И сотня поколений наших предков прошла через столько испытаний и пролила столько слез в попытке добиться избавления лишь благодаря вере в то, что луна вновь станет полной и мы будем жить в мире Б-жественного добра и совершенства.
Янки Таубер