Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.10.2014
Лидеры ведут за собой остальных. Это не означает, что сами они не идут за кем-то или чем-то. Но то, за чем следуют они, совсем не то, за чем следует большинство из нас. Они не соответствуют окружению ради самой идеи соответствия. Они не делают то же, что все остальные, только по той причине, что это делают все, кто их окружает. Они следуют за своим внутренним голосом. У них есть свое видение — не того, что есть сейчас, а того, что может быть потом. Они мыслят нешаблонно и следуют по жизни в собственном ритме.
Наиболее четко эта идея выражена в первых словах Всевышнего, обращенных к Аврааму. Слова эти положили начало истории еврейского народа: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе».
В чем смысл этих слов? Дело в том, что люди привыкли соответствовать. Они принимают общепринятые стандарты и впитывают культуру того времени и места, в котором живут – и на это указывают слова «страна твоя». На следующем уровне они попадают под влияние друзей и соседей — «родня твоя». А на самом глубоком уровне их мировоззрение формируют родители и семья, в которой они воспитываются, — «дом отца твоего».
Всевышний будто говорит Аврааму: «Я хочу, чтобы ты стал другим». Не ради того, чтобы просто отличаться от остальных, но для того, чтобы положить начало новому: религии, которая не преклоняется перед властью и символами власти, ведь идолы и тогда, и сейчас символизируют именно власть. Б-г сказал: «Я хочу, чтобы ты научил своих детей и ближних следовать путем Творца, делая то, что правильно и справедливо».
Быть евреем — значит быть готовым бросить вызов господствующему мнению в те моменты, когда другие народы начинают поклоняться старым богам. Так было в Европе в XIX и начале XX века. Тот период ознаменовался подъемом национализма: борьба за национальное государство вылилась в две мировые войны и десятки миллионов погибших. В схожей ситуации оказался и современный мир: Иран и Северная Корея, гонясь за ядерным оружием, надеются реализовать свои амбиции с помощью силы. То же самое происходит сегодня в большинстве государств Ближнего Востока и Африки: народы погрязли в насилии, как говорил английский философ-материалист Томас Гоббс, идет «война всех против всех».
Мы допускаем большую ошибку, когда, говоря об идолах, имеем в виду лишь их материальные воплощения: статуи, изваяния, иконы. В этом смысле они принадлежат древнему миру, который давно уже ушел в небытие. Важно задуматься о том, какую идею воплощают в себе идолы. Они символизируют власть. Именно власть символизировал бог Ра для египтян, Баал для кнаанейцев, Хемош для моавитян, Зевс для греков, а ракеты и бомбы — для современных террористов и поддерживающих их государств.
Власть позволяет нам управлять другими без их согласия. Как писал греческий историк Фукидид, «сильные делают то, что хотят, а слабые страдают так, как должны». Многолетнее изучение священных текстов приводит к выводу, что иудаизм критикует саму идею власти. В иудаизме речь идет о том, как на основе общих обязанностей и коллективной ответственности может появиться целый народ; о том, как нужно строить общество, где уважают человека как творение Всевышнего, созданное по Его образу и подобию; об идее, которая никогда не была реализована до конца, но и никогда не была забыта, — идее мира, основанного на принципах справедливости и сострадания, мира, в котором «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Книга пророка Йешаягу 11:9).
Авраам, несомненно, был самым влиятельным человеком из всех, когда-либо живших на земле. Сегодня он известен как духовный предок почти 2,5 миллиардов христиан, полутора миллиардов мусульман и 13 миллионов евреев, составляющих вместе более половины населения планеты. При этом он не правил империей, не командовал великими армиями, не был ни чудотворцем, ни пророком. Авраам представляет собой величайший за всю историю пример человека, который оказывал влияние на происходившее вокруг, не имея власти.
Причина в том, что он был подготовлен к тому, чтобы стать другим. По словам еврейских мудрецов, Авраама называли а-иври, «еврей», поскольку «весь мир был по одну сторону (бе-эвер эхад), а он — по другую» (Берешит Рабба 42:8). Каждый лидер знает, что ценой его лидерства может стать одиночество. Но, несмотря на это, он продолжает свое дело, поскольку понимает, что правда не всегда оказывается на стороне большинства. Мертвая рыба плывет по течению, против плывет живая. Это верно и в случае с потомками Авраама: они готовы к испытанию идолами нашей эры.
После Холокоста немало ученых задавалось вопросом, почему такое огромное количество людей было готово поддержать нацистский режим, активно участвовало в его зверствах или же пассивно принимало происходящее, прекрасно понимая, что режим этот совершал одно из самых ужасных преступлений против человечества.
Американский психолог Соломон Аш провел интереснейший эксперимент. Он собрал группу людей, которым предстояло выполнить несколько простых когнитивных задач. Каждому из участников эксперимента показывали две карточки: на одной была изображена одна линия, на другой — три линии разной длины. Испытуемые должны были ответить на вопрос, какая из трех линий на второй карточке совпадала по длине с линией на первой карточке. Все участники группы, кроме одного, были «подсадными утками» и, в соответствии с инструкцией Аша, должны были дать верные ответы лишь на часть вопросов, а, отвечая на остальные, указать одинаковый неверный вариант. В большинстве случаев неосведомленные участники эксперимента повторяли заведомо неверные ответы, ориентируясь на остальных участников. Этот эксперимент красноречиво продемонстрировал, насколько силен конформизм в сообществе людей: под его влиянием мы можем поддержать мнение большинства, даже понимая, что это мнение ошибочно.
Еще страшнее оказались результаты знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента, проведенного в начале 70-х годов XX века психологом Филипом Зимбардо. Участников произвольно разделили на группы «заключенных» и «надзирателей» в помещении, имитирующем тюрьму. В ходе эксперимента «надзиратели» вели себя крайне агрессивно, многие из них подвергали «заключенных» психологическим пыткам. «Заключенные» же пассивно смирились со своей участью и направленной на них агрессией, а некоторые даже поддержали «надзирателей», когда в «тюрьме» случился бунт. Эксперимент был прекращен досрочно, спустя всего шесть дней после его начала. В течение этого времени Зимбардо отмечал и собственную растущую погруженность в собственноручно созданную искусственную реальность. Давление обстоятельств и навязанной социальной роли толкают людей на совершение ужасных поступков с полным осознанием их порочности.
Вот почему, еще только приступая к возложенной на него миссии, Авраам должен был оставить свою страну, родню и дом отца своего, освободившись от необходимости им соответствовать. Настоящий лидер должен быть готов идти против мнения большинства. Уоррен Беннис, один из величайших теоретиков лидерства, пишет: «К тому времени, когда мы достигаем зрелости, выясняется, что мир оказал на нас большее влияние, чем мы думаем. Семья, друзья и общество в целом указывают нам словом и примером, как нужно жить. Но лидером человек становится в тот момент, когда сам для себя решает, как он должен жить» («Становление лидера»).
Причиной, по которой евреи становятся лидерами практически в любой сфере деятельности (несоразмерно своей численности относительно всего населения Земли), является именно эта готовность быть другими. Еврейский народ — уникальный пример сообщества людей, не пожелавших уподобляться доминирующему большинству, принимать его религию и культуру. Тут стоит упомянуть еще одно любопытное открытие, сделанное Соломоном Ашем. В ходе проведенного им эксперимента выяснилось, что, когда хотя бы один человек из «подсадных уток» был готов поддержать версию ничего не подозревающего испытуемого, тот получал дополнительный стимул отстаивать свою правоту. Вот почему евреи создали общины, пусть и немногочисленные. В одиночку быть лидером сложно; гораздо проще — вместе с другими, даже если ваша группа и окажется в меньшинстве.
В беседе, которую ведет человечество, у иудаизма есть свой голос. Мы, евреи, не следуем за большинством только потому, что это большинство. Во все времена, в каждом поколении евреи были готовы делать то, о чем поэт Роберт Фрост писал так:
Развилка дорог на пути мне легла,
И я — ту, что хожена меньше была,
Я выбрал, и в этом все дело.
(«Другая дорога», пер. с англ. Александр Шаракшанэ)
Вот как рождается народ лидеров.
Раввин Джонатан Сакс