Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.11.2014
В Торе сказано, что ранняя история человечества полна разочарований. Всевышний даровал людям свободу, а те воспользовались ею не по назначению. Адам и Хава отведали запретного плода. Каин убил Эвеля. Мир, впоследствии уничтоженный великим потопом, погряз в жестокости, все живое извратило собственную суть. После, во время строительства Вавилонской башни, люди совершили грех гордыни, предположив, что смогут построить башню «главою до небес». Всевышний установил порядок, а человек превратил его в хаос.
В тот момент, когда человечество уже не видело Б-га, появился Авраам. Поначалу нам не вполне понятна его миссия. Нам известно, что он получил наказ от Всевышнего покинуть свою страну, родню и дом отца, с тем чтобы отправиться «в землю, которую Я укажу тебе». Что Авраам должен был делать в этой земле, неизвестно — на этот счет в Торе не сказано ничего. В чем состояла миссия Авраама? Что выделяет его из всех людей на земле? Почему он не просто считается хорошим человеком, живущим в смутные времена (как Ноах), но становится лидером и праотцом народа лидеров?
Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, следует вспомнить, что на этот счет говорится в Торе ранее. Первые герои Торы не умели брать ответственность за свои грехи. Адаму и Хаве не хватило личной ответственности. Адам сказал: «Это был не я, а моя жена», а Хава сказала: «Это не я, а змей». Таким образом они как будто отрекались от совершенных ими поступков: не понимали ни смысла свободы, ни ответственности, которую она влечет за собой.
Каин не отрицал своей личной ответственности за совершенный грех. Он не сказал: «Это был не я, Эвель сам виноват в том, что я убил его, он меня спровоцировал». Но он отрицал моральную ответственность, говоря: «Разве сторож я брату моему?»
Ноах не прошел испытание коллективной ответственностью. Он был праведником, жившим в эпоху порока, но спасает от потопа лишь свою семью (и животных), не сумев воздействовать на других. А если читать текст Торы без комментариев, возникает впечатление, что Ноах даже не пытался этого сделать.
Поняв это, мы поймем и смысл истории Авраама. Он первый среди наших предков берет на себя личную ответственность. Между пастухами Авраама и пастухами его племянника Лота вспыхнула ссора. Поняв, что истинная причина раздора кроется в том, что у них с Лотом на двоих было слишком много овец, которые не могли пастись на одном пастбище, Авраам мгновенно предложил компромисс: «Пусть не будет распрей между нами, между моими и твоими пастухами, ведь мы с тобой родня! Ведь вся земля перед тобою! Давай ты отделишься от меня: если ты налево, я — направо, а если ты направо, я — налево» (Берешит 13:8-9).
Обратите внимание, что Авраам никого не осуждает, не выясняет, по чьей вине начался спор, и не интересуется тем, кто в этом споре одержит победу. Он видит проблему и предлагает ее решение.
В следующей главе мы читаем о войне, по окончании которой Лот вместе с другими людьми попадает в плен. Узнав об этом, Авраам тут же собирает подмогу, преследует захватчиков, освобождает Лота и остальных пленных, возвращает их домой и отказывается от даров победы, предложенных ему в знак благодарности царем Сдома.
Эта история необычна тем, что в ней Авраам предстает не в привычном для нас образе пастуха. Смысл ее лучше всего раскрывается в контексте истории Каина. Авраам доказывает, что он — «сторож» брата своего (в данном случае — сына брата). Он мгновенно понимает природу моральной ответственности. Несмотря на то что Лот сам решил жить в таком окружении, приняв таким образом и все сопутствующие этому риски, Авраам не стал говорить, что сам Лот ответственен за свою безопасность.
В недельной главе, которую мы читаем на этой неделе, приводится рассказ о величайшем моменте, когда человек впервые проходит испытание, посланное ему Б-гом. Всевышний готовится вершить суд над жителями Сдома. Авраам, опасаясь того, что суд завершится уничтожением города и гибелью всех его жителей, говорит: «Неужели со злодеями Ты погубишь и праведников? Может быть, есть пятьдесят праведников в этом городе. Неужели Ты погубишь всех и не простишь этому месту ради пятидесяти праведников в нем? Не подобает Тебе поступать так — губить праведника вместе со злодеем, чтобы одна участь постигла и злодея, и праведника! Не подобает Тебе! Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?»
Это, несомненно, очень примечательная речь. По какому праву простой смертный бросает вызов самому Творцу?
Дело в том, что Всевышний сам дал Аврааму понять, что он должен это сделать: «Г-сподь сказал: — Скрою ли Я от Авраама то, что собираюсь сделать? [Ведь] Авраам станет великим и сильным народом, им будут благословлены все племена земли… Сказал Г-сподь: — Вопль против Сдома и Аморы силен, грех их очень тяжел. Спущусь и посмотрю: если они поступают так, как доносят до Меня жалобные вопли, — погибель им! А если нет — узнаю, как поступить с ними» (Берешит 18:17-21).
Слова «скрою ли Я от Авраама то, что собираюсь сделать?» являются явным намеком на то, что Всевышний ждет от Авраама ответа. Иначе по какой еще причине Он мог произнести эту фразу?
История Авраама может быть понята только в контексте истории Ноаха. И в случае с Ноахом Всевышний заранее сообщил ему о том, что он собирается послать наказание всему миру: «Сказал Бог Ноаху: “Пришел предо Мной конец всему живому, ибо они наполнили землю разбоем. Я уничтожу их вместе с землей!”»
Ноах не спорил с Б-гом. Более того, в тексте Торы мы трижды встречаем слова о том, что «Ноах сделал все так, как повелел ему Б-г». Ноах безоговорочно принял вердикт Творца. Авраам же бросил Ему вызов, потому что осознал третью разновидность ответственности — коллективную.
Жители Сдома не были его родственниками, поэтому в данном случае он превзошел и свой предыдущий подвиг — совершенное им ранее спасение Лота. Авраам просил за них у Б-га потому, что ему близка идея солидарности между людьми, увековеченная английским поэтом Джоном Донном в словах: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе… Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством».
И все-таки, почему Всевышний призвал Авраама бросить Ему вызов? Мог ли Авраам знать что-то, чего не знал сам Б-г? Это предположение абсурдно. Ответ же состоит в том, что Авраам должен был стать образцом для подражания и основоположником новой веры, которая не станет оберегать статус-кво в жизни человека, но сподвигнет его на то, чтобы изменить существующее положение дел.
Авраам должен был иметь смелость, чтобы бросить вызов Всевышнему, если его потомкам предстояло сделать то же самое по отношению к правителям мира (как это делали Моше Рабейну и другие пророки). Евреи не готовы принять мир таким, какой он есть. Они бросают ему вызов ради того мира, которым он должен быть. Рождение первой в мире религии протеста стало переломным моментом в истории человечества: эта вера бросила миру вызов, вместо того чтобы принять его как есть.
Авраам не был лидером в привычном понимании этого слова. Он не правил народом, да и не было тогда еще никакого народа. Но он стал примером лидера в понимании иудаизма. Он взял на себя ответственность. Авраам действовал сам, а не ждал, пока начнет действовать кто-то другой. О Ноахе в Торе сказано: «Он шел с Б-гом». Об Аврааме сам Всевышний говорит: «Ходи предо Мною» (Берейшит 17:1), то есть будь лидером, будь впереди. А значит, бери на себя и личную, и моральную, и коллективную ответственность.
Иудаизм — это призыв Б-га к ответственности.
Раввин Джонатан Сакс