Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.01.2015
Как учат еврейские мудрецы, на посохе, при помощи которого Моше Рабейну знаменовал начало очередной казни в Египте, были высечены имена шести праматерей народа Израиля (Сары, Ривки, Рахели, Леи, Бильги и Зильпы), названия двенадцати колен, перечислены десять казней и начертано великое имя Всевышнего.
Наши праматери и родоначальники колен народа Израиля, олицетворяющие возвышенные, благородные идеи и идеалы, безусловно, достойны того, чтобы «соседствовать» с именем Б-га на посохе Моше. Перечисление же рядом с ними казней лягушками, саранчой и язвами, насланными на египтян, кажется неуместным — до тех пор пока мы не вспомним о том, что внимание Всевышнего обращено к каждой мельчайшей детали мироздания. Создатель заботится не только о возвышенных идеалах, о целом мире или отдельных населяющих его творениях, но и о мельчайших деталях, приземленных вещах (например, наказании египтян).
Среди нас есть те, кто считает целью всей своей жизни изменение этого мира, преобразование общества. Направлять свои таланты и энергию на исправление «малых дел», по мнению этих людей, не нужно.
В частности, некоторые раввины утверждают, что все их внимание поглощено проблемами исключительной важности. Изучая Тору, они сосредотачиваются лишь на обсуждении трудных для понимания вопросов философского характера. Когда речь идет о делах общины, они настаивают на том, что все человеческие пороки могут быть исправлены с помощью принципов справедливости. Говоря о проблемах всего мира, эти люди красноречиво указывают на необходимость глобального распространения демократических ценностей, привлекают внимание к угрозе ядерной войны, подчеркивают важность проведения саммитов и поддержания диалога между лидерами мировых держав.
Столь высокий статус не позволяет им уделять внимание «незамысловатым» вопросам соблюдения шаббата, законов кашрута, семейной жизни и произнесения благословений. Эти мелкие земные заботы следует доверить габаю (синагогальному служке), в крайнем случае помощнику раввина, поскольку долг больших раввинов заключается в посвящении себя исключительно вопросам глобального характера, в привлечении внимания общественности яркими и ошеломляющими заявлениями и создании информационных поводов для передовиц различных изданий.
Пусть эти раввины и дальше пытаются подражать Творцу! Но если Всесильный обращает Свой взор на каждую деталь мироздания, если Он не считает, что наслать на египтян саранчу и язвы — слишком приземленная задача, умаляющая славу Его имени, то и любой раввин должен уделять внимание мелочам. Ведь именно в таких простых заботах — изучении законов Торы, касающихся обычной, земной жизни, — раскрывается Б-жественное присутствие высшего порядка.
Ицхак Меер Каган
(На основе Ликутей Сихот, том 6, стр. 305)