«Не бойтесь! — сказал Моше народу. —
Стойте и смотрите, как Господь
спасет вас сегодня. Египтян,
которых вы видите ныне, вы больше
не увидите никогда. Господь
будет воевать за вас, а вы
должны хранить молчание.
— Что ты взываешь ко Мне? —
сказал Господь Моше. — Скажи
сынам Израиля, чтобы они
отправлялись в путь»
(Шмот 14:13-15).
Всем нам знакомо это чувство. Каждый из нас хотя бы однажды просыпался с мыслью, что мир вовсе не таков, каким нам хотелось бы его видеть.
Ситуация нередкая, но люди ведут себя в ней по-разному. Одни, движимые идеалистическими представлениями, выступают в «крестовый поход», стремясь изменить мир. Другие оставляют всякую надежду на то, что мир может стать лучше, и выстраивают защитную стену, чтобы отгородить от него себя и своих близких. Третьи, наиболее прагматичные из всех, принимают мир таким, какой он есть, и пытаются действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Наконец, четвертые осознают свою неспособность совладать с ситуацией и ищут покровительства и защиты у высших сил.
Подобное горькое разочарование пережили и наши предки на седьмой день после исхода из Египта.
Десять разрушительных бедствий подорвали мощь египтян и вынудили их отпустить на волю еврейский народ. После двух столетий изгнания и рабства сыны Израиля взяли путь к горе Синай, где должны были заключить завет с Всевышним. Такова была цель Исхода, ведь Творец сказал Моше Рабейну: «Когда ты уведешь народ из Египта, будете вы служить Б-гу на этой горе».
И вышли они к морю, и вот-вот должны были настигнуть их войска фараона. Путь к отступлению преграждала могущественная армия Египта, впереди же их ждали бездушные к судьбе новорожденной нации морские пучины.
Как восприняли это евреи? В Мидраше сказано, что народ разделился на четыре группы. Одни говорили: «Давайте сами бросимся в море». Другие убеждали вернуться в Египет. Третьи призывали: «Давайте сразимся с египтянами». Четвертые же предлагали вознести молитву Всевышнему.
Моше Рабейну, однако, отклонил все эти предложения и изрек: «Не бойтесь! Стойте и смотрите, как Господь спасет вас сегодня. Египтян, которых вы видите ныне, вы больше не увидите никогда. Господь будет воевать за вас, а вы должны хранить молчание». Мидраш объясняет, что слова «не бойтесь, стойте и смотрите, как Господь спасет вас сегодня» были адресованы тем, кто отчаялся перед грозящей им опасностью и хотел броситься в море. Слова «египтян, которых вы видите ныне, вы больше не увидите никогда» были обращены к тем, кто предлагал сдаться и вернуться в Египет. «Господь будет воевать за вас» — ответ тем, кто хотел вступить с египтянами в бой. Наконец, слова «а вы должны хранить молчание» были упреком тем, кто сказал: «Нам это не по силам. Все, что мы можем, — молиться».
Что же делать еврею, оказавшемуся в ситуации, когда с одной стороны его поджидает враг, а с другой — морская стихия? «Скажи сынам Израиля, чтобы они отправлялись в путь», — велел Господь Моше.
Праведник в шубе
Дорога к горе Синай была полна препятствий и испытаний. Это верно и по отношению к последующему обратному путешествию длиною в три тысячелетия, которое мы посвятили воплощению духа и идеалов Торы в материальном мире.
Сегодня, как и тогда, есть четыре возможных способа противостоять неблагополучному миру. Первый подход — «Давайте бросимся в море» — характеризует тех, кто отчаялся бороться с внешним миром. Давайте окунемся с головой в воды моря, предлагают они, подразумевая море Талмуда, воды праведности и религиозной жизни. Мы должны разорвать все связи с миром, погрязшим в грехе и разврате. Окружим же себя стенами святости, которые оградят нас и наших близких от всего чужеродного, дабы сохранить наследие, полученное нами у подножия горы Синай.
В хасидской философии таких людей называют цадик им пельц, «праведник в шубе». В холодный зимний день можно согреться двумя способами: развести огонь или укутаться в меха. Если такого праведника спросить: «Почему ты заботишься о том, чтобы согреться самому? Почему бы тебе не развести костер, который согреет и других?», — он ответит: «Что толку? Разве могу я обогреть весь мир?» Любые попытки внушить такому человеку мысль о том, что если он согреет еще нескольких людей, то те общими усилиями не дадут замерзнуть небольшой части мира, бессмысленны — он вас просто не поймет. Он же праведник, помните? Совершенный и безгрешный человек. В его жизни не бывает полумер. «Все тщетно», — вздохнет он с неподдельной скорбью и вновь с головой в свою духовную Атлантиду, отстранившись от других.
Раб и воин
Вторая группа евреев предложит вернуться в Египет.
Броситься в море не выход из ситуации, возражает смиренный еврей. Всевышний определил для нас место в этом мире, и наша миссия заключается в том, чтобы соблюдать его законы, а не пытаться от него сбежать. Все, что нам нужно, — немного снизить ожидания. Этот ваш Исход был не более чем несбыточной мечтой. Как можно всерьез надеяться на освобождение от правил и ограничений, касающихся всех и каждого? Стать избранным Б-гом народом совсем неплохо, но не стоит забывать о том, что мы в меньшинстве и зависим от доброй воли фараонов, наделенных властью в реальном мире.
Наша обязанность, несомненно, заключается в том, чтобы изменять мир. Однако жизнь еврея и так полна обязанностей: он должен молиться трижды в день, жертвовать деньги на благие дела и соблюдать шаббат. Поэтому мы будем делать то, на что способны в сложившихся обстоятельствах. Конечно, соблюдение этих законов — дело сложное, особенно если при этом стараться еще не раздражать своих соседей, но кто сказал, что быть евреем просто?
Третий вариант ответа внешнему миру принадлежит «воинствующему еврею». Он понимает, что в равной степени неправильно пытаться бежать от этого мира и пытаться принять его правила игры, подчиниться его законам. Поэтому третий тип евреев противостоит миру в доспехах.
«Воинствующий еврей» идет по жизни, бросая вызов всем и каждому во имя святой цели, борясь с грешниками, вероотступниками, антисемитами, с евреями, забывшими о своем еврействе и заветах отцов. И эскапизм его соплеменников из первого «лагеря», и покорность второго «лагеря», не для него. Он убежден, что его дело правое, что на его стороне сам Господь и в конце концов он одержит победу. Поэтому, если мир не желает прислушаться к нему, он образумит его силой.
Человек духовный
Наконец, есть те, кто смотрит на мир и на своих собратьев, качает головой и поднимает глаза к небесам. Он знает, что отвернуться от мира — это не выход, равно как и подчиниться его законам и условностям. Но также ему известно, что «вся Тора была дана ради мира на земле», что «пути ее — приятные и мирные».
«Неужели ты надеешься изменить мир по-хорошему? — вопрошают такого еврея остальные. — Когда ты в последний раз смотрел, что творится за окном? С тем же успехом ты можешь пытаться вычерпать океан чайной ложкой!»
«Вы абсолютно правы, — отвечает им праведный еврей. — В реальности добиться этого нельзя. Но мы не принадлежим той реальности, которая всех вас так заботит. Знаете ли вы, что общего между вами? Все ваши оценки и суждения имеют отношение к миру материального. Но дело в том, что мы пребываем в иной, высшей реальности. Разве само существование еврейского народа не является чудом? Наш мир — это мир духа, мир слова».
«То есть ты предлагаешь бездействовать?» — спрашивают его собеседники.
«И вновь вы пользуетесь понятиями материального мира, — отвечает он, — мира, в котором духовные деяния приравниваются к бездействию. Но молитва, идущая от любящего искреннего сердца, может дать больше, чем самая надежная крепость, самый красноречивый дипломат и самая мощная армия».
В путь
Что же отвечает Всевышний? «Скажи сынам Израиля, чтобы они отправлялись в путь».
Да, важно сохранить и приумножить чистоту и святость еврейской души, создать в сердце человека и внутри общины недоступное осквернению Б-жественное святилище. Да, бывают случаи, когда мы вынуждены следовать правилам, установленным в этом мире. Да, мы должны бороться со злом. И, разумеется, мы должны признать, что не справимся с этой задачей в одиночку.
Для каждого из приведенных выше подходов свое время и место. Но ни один из них не является единственно возможной формулой, согласно которой нам следует вести свою жизнь и выстраивать отношения с окружающим миром. Когда еврей по дороге к горе Синай сталкивается с враждебностью или равнодушием, все, что он должен делать, — это продолжать свой путь, двигаться вперед.
Не бежать от реальности, не подчиняться ей, не объявлять ей войну, не пытаться рассматривать ее только с точки зрения духовного, но продолжать идти вперед. Исполни еще одну заповедь, зажги еще одну душу, сделай еще один шаг к своей цели… Армия фараона следует за тобой по пятам, а впереди лишь холодное и неприступное море? Не возводи глаза к небу, а смотри вперед. Видишь ту гору? Иди к ней.
Продолжив путь, ты увидишь, как исчезнут все препятствия и рассеются страшные угрозы. Ты поймешь, что в твоих силах добиться желаемого, даже если все вокруг свидетельствует об обратном. Даже если для этого нужно будет заставить море расступиться.
На основе учения Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com