Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.02.2015
«Мне очень нравится традиция зажигания свечей в честь наступления шаббата. Существует ли в Торе прямое указание на то, что в этот день нужно зажигать свечи, или речь идет лишь о том, что мы должны соблюдать и освящать субботний день?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:
О самом сокровенном в жизни не говорят вслух. Те, кому нужно понять, то есть люди не посторонние, умеющие слышать то, что сказано в глубине души, про себя, поймут. То же и с шаббатом: когда Всевышний даровал его нам, не было необходимости проговаривать все обычаи этого дня.
Судите сами: каждый раз, когда в Торе упоминается шаббат, сама манера изложения предполагает, что нам хорошо известно, о чем идет речь. Тора предписывает нам «соблюдать шаббат» и «помнить шаббат». В седьмой день недели нам (и даже нашим домашним животным) заповедано отдыхать от работы, совершаемой в течение предыдущих шести дней. Так, Тора строго запрещает в этот день разводить огонь и строить святилища (Шмот 35:3). В Писании приводится целый список действий, которые нам не полагается выполнять в святую субботу, среди них и те, что имеют отношение к строительству мишкана. При этом в Торе нет ни слова о том, что нам следует делать в этот день, будто паства Моше Рабейну и так это знала — по наитию или через переданную традицию.
Тем не менее пророк Йешаягу проливает свет на то, что включает в себя соблюдение шаббата. Те, к кому он обращался, были уже далеки от Синайского откровения и поэтому нуждались в подробных разъяснениях. Он говорит: «Если ты удержишь ногу твою ради Субботы от исполнения прихотей твоих в Мой святой день и будешь называть Субботу отрадой и святым днем Господа, почитаемым…» (Книга пророка Йешаягу 58:13).
Из этого следует, что шаббат — радостный день, который нам полагается чтить. Но каким именно образом мы должны почитать его и наслаждаться им? Очевидно, тем, кому адресовал свои речи пророк Йешаягу, не нужно было это объяснять. Однако во времена Талмуда было решено, что раввины должны истолковывать каждое написанное в Торе слово. Тогда и стал более понятен смысл заповеди о почитании субботы: мы чествуем шаббат, надевая чистую одежду, и наслаждаемся им, устраивая трапезу с вкусной едой и вином.
И здесь наступает черед зажигания шаббатних свечей. Приходилось ли вам наслаждаться изысканной трапезой в темноте? Занятие не из приятных. Мало того, что это сопряжено с физическими неудобствами. Даже лучшее из блюд превратится в безвкусную стряпню, если вы лишитесь возможности видеть его цвет, текстуру и форму. Все мы визуалы, и даже наша способность получать удовольствие от еды тесно связана с ее визуальным восприятием. В Талмуде сказано: «Слепой никогда не может насытиться пищей» (Талмуд, трактат Йома 74b).
Называя субботу днем отрады, евреи должны были позаботиться об источнике света для вечерней трапезы. Зажечь его следовало заранее, поскольку разводить огонь в шаббат строго запрещено. А поскольку домашними хлопотами, как правило, занималась женщина, то именно на нее возлагалась обязанность найти такой источник света.
Тем не менее через некоторое время появились евреи, для которых визуальное восприятие не играло большой роли. Возможно, в те времена масло для светильников становилось все дороже. Да, невозможно получать удовольствие от принятия пищи в темноте. Но люди хитрили: «Давайте поедим и так, а потом скажем, что нам понравилось». Ведь если человек не готов получать удовольствие, заставить его невозможно. Впрочем, если весь шаббат провести в неосвещенном доме, возникают другие проблемы. Суббота должна стать днем покоя и гармонии. А в неосвещенном доме, обитатели которого то и дело натыкаются друг на друга и на невидимые в темноте препятствия (комментарий Раши на Шаббат 25b), атмосфера не сулит ни покоя, ни гармонии.
Таким образом, в какой-то момент ради сохранения шалом байт (гармонии в семье) духовные лидеры поколения постановили, что перед наступлением шаббата в каждой комнате, где будут присутствовать люди, должен быть источник света. Раввины объявили, что тот, кто будет соблюдать это постановление, удостоится детей, которые в будущем станут мудрецами Торы, как сказано: «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет» (Мишлей 6:23). По их словам, исполнение заповеди, касающейся источника света, привлечет свет Торы (Талмуд, трактат Шаббат 23b; комментарий Раши).
Как бы то ни было, главный источник света должен освещать стол, за которым проходит субботняя трапеза. Сегодня все остальные светильники можно заменить электрическими лампами, но саму трапезу должен освещать живой огонь (за исключением случаев, когда это не представляется возможным, например, в больнице).
Таким образом, субботний светильник, хоть и появился формально в домах евреев в соответствии с постановлением мудрецов, всегда был неотъемлемым атрибутом шаббата. Согласно традиции, Авраам и Сара соблюдали все законы Торы еще до того, как она была дарована еврейскому народу. Они знали Тору благодаря пониманию внутреннего механизма функционирования Вселенной. Сара, а вслед за ней и другие праматери: Ривка, Рахель и Лея — зажигали субботние светильники. Скорее всего, за всю нашу историю не было ни одного вечера пятницы, когда бы не зажигался благодатный шаббатний свет. И с этим светом мы войдем в «день абсолютного шаббата и отдохновения в вечной жизни». И да наступит этот день скорее, чем мы можем себе представить.