Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.02.2015
«Ваша вера в “еврейскую Библию” очень сильна, и это вызывает уважение. Но почему вы так уверены, что все написанное в ней истинно? Вы, очевидно, полагаетесь на традицию. Однако откуда вы можете знать, что эти слова были на самом деле записаны самим Моше и пророками, что Тора на самом деле была дарована евреям самим Б-гом? Получается, единственное, на что вы можете положиться в своей вере, — это неприкосновенность принципов и традиций, которые евреи пронесли через века?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:
Иудаизм, действительно, предполагает уверенность в том, что незыблемые принципы еврейской жизни передаются через поколения. А это значит, что вся наша вера, в том числе в слова, написанные в Торе, основывается, по сути, на вере в еврейский народ как таковой. Возможно, именно поэтому мы и называем эту религию иудаизмом (а также еврейством или идишкайт), а не «тораизмом»: наша вера в Писание и пророков проистекает из веры в свой народ.
В Талмуде на этот счет приводится интересная история. Около двух тысяч лет назад жили в Земле Израиля два великих мудреца, Шамай и Гилель. Как-то раз к Шамаю пришел нееврей и спросил: «Сколько Тор у вас есть?»
Шамай ответил: «Две: письменная Тора и пояснения к ней, которые передаются устно из поколения в поколение».
Язычник сказал: «В существование письменной Торы я охотно верю. А вот в то, что есть еще Тора устная, — нет. Я готов пройти гиюр, но при условии, что ты будешь учить меня только письменной Торе».
Шамай разгневался и прогнал гостя. Тогда нееврей пошел к Гилелю, и тот обратил его в иудаизм. Настало время первого урока.
— Это алеф, — объяснял Гилель, — а это бет. — Мудрец учил гера еврейскому алфавиту, чтобы тот мог читать письменную Тору.
На следующий день ученик пришел на второй урок. На этот раз Гилель стал учить его обратному.
— Это бет, — сказал он, указывая на алеф, — а это алеф, — показал Гилель на бет.
— Подожди-ка! — воскликнул гер. — Еще вчера ты говорил, что все совсем наоборот!
— И ты поверил мне? — поинтересовался Гилель.
— Ну…
— Тогда почему бы тебе не поверить мне во всем, что касается устной традиции?
Гилель был убежден, что без устной традиции нет и письменной Торы. Символы, начертанные в свитке Торы, вне контекста, то есть без объяснений и комментариев, лишены всякого смысла. Мы не имеем ни малейшего понятия о том, что означают эти слова, и даже не знаем наверняка, истинны ли они.
Тора предписывает нам отдыхать в седьмой день недели. Как-то раз один еврей пожаловался мне, как тяжело ему соблюдать шаббат в соответствии с законами Торы: понимая их слишком буквально, он вставал с постели только к четырем часам дня! Но кто сказал, что его трактовка Торы менее верна и значима, чем чья-либо еще?
В Торе сказано: «Эти слова будут тотафот между твоими глазами» (заповедь ношения тфилина). Что это еще за тотафот? Когда и как именно следует их надевать? И что значит «между твоими глазами»?
А еще сказано в Торе: «Зарежь животное, как Я заповедовал тебе». Что именно Всевышний заповедовал Моше? Откуда мы можем это знать? Ни в одной из пяти книг Торы нет ни малейшего намека на это. Очевидно, всем и так было известно, как именно Б-г повелел закалывать животных, и документировать это не было необходимости. И подобных примеров сколько угодно.
В Торе трижды сказано: «Не вари козленка в молоке его матери». Имеется в виду конкретно козленок или теленок в том числе? А вдруг это ягненок? Запрещено только варить его в молоке? А если приготовить козленка с сыром? Ну а что, если козленка и молоко отварить отдельно, а потом смешать? И почему этот запрет повторяется в Торе три раза? Может быть, это какая-то идиома или фигура речи, которая в те времена была понятна каждому? Кто знает, какими тогда были традиции евреев и в каком значении они использовали эти слова…
Таких примеров множество, и все они подкрепляют одну и ту же идею: Тора дана нам в рамках определенного контекста. Моше записал содержание Торы, однако сам контекст, смысл написанного, известен нам исключительно благодаря устной традиции.
Что включает в себя этот контекст? Знание того, что алеф — это алеф, а бет — это бет. Значения отдельных слов, а также принцип, по которому из них следует составлять предложения. Традиции еврейского народа, многие из которых существовали задолго до обретения Торы, а Тора просто-напросто дала официальное разрешение Творца на их соблюдение. Сюда же относятся толкование заповедей и истории, записанные самим Моше, ведь, когда Моше учил евреев слову Б-га, он давал дополнительные разъяснения и комментарии. Записал же он только основные принципы.
Устная традиция также включает в себя комментарии и пояснения, сделанные позднее теми, кто стал лидерами еврейского народа и был уполномочен принимать серьезные решения от его имени. Речь идет о семидесяти старейшинах в каждом поколении (в соответствии с постановлением самого Моше; см. Ваикра 11). Именно их имеет в виду Моше, говоря евреям, что, если им будет сложно решить тот или иной вопрос, они должны обратиться к мудрецам и «сделать в точности так, как они укажут… не уклоняйся от сказанного тебе ни вправо, ни влево!» (Дварим 17:8-12) А иначе что было делать евреям, когда английский физик Фарадей открыл явление, объяснившее, как использовать электрическую энергию? Как бы они поняли, считать электричество огнем или чем-то другим? Раввины пришли к консенсусу, что электричество следует рассматривать как аналог огня, а значит, им нельзя пользоваться в шаббат. И теперь весь еврейский народ строго соблюдает это правило.
Являются ли слова мудрецов частью Торы? Как они принимают подобные решения? Откуда нам известно, что Всевышний одобряет их постановления? И как мы можем быть уверены в том, что сегодняшняя интерпретация текста Писания верна? Кроме этих, есть множество других вопросов. Мой совет: идите и учитесь. Прочтите, например, замечательную книгу рава Адина Штейнзальца «Введение в Талмуд», которая проливает свет на многие неясные моменты.
Подчеркнем ключевую мысль вышесказанного. Вы вполне можете верить в написанное в Торе. Точно так же вы вольны верить в Б-жественное откровение. Моше зашифровал Б-жественное откровение в книге, но свет его никогда не переставал светить. С каждым новым поколением этого света в нашем мире становится больше — благодаря нашим мудрецам, которые изучили Тору, связанные с ней традиции и мудрость, что накапливалась на протяжении тысячелетий. Настанет день — и то, что заключено в записанных Моше словах, раскроется и развернется перед нами. А чтобы получить доступ к этой мудрости уже сейчас, нужно стать частью еврейского народа и хотя бы немного поверить в нас. В конце концов, если бы не мы, где бы сейчас была эта маленькая книга?
раввин Цви Фриман