Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.03.2015
В одной деревне неподалеку от польского местечка Кольбушова жил еврей, который держал трактир и постоялый двор. Разрешение на это он получил от местного помещика, которому принадлежала деревня. Поначалу дела у еврея-арендатора шли неплохо: местные крестьяне выпивали в трактире, обеспечивая ему неплохой доход, которого хватало и на то, чтобы выплатить аренду помещику, и себя не обидеть.
Однако со временем дела в трактире шли все хуже и хуже. Число постоянных клиентов сократилось, и трактирщик был вынужден вносить арендную плату с опозданием. Поначалу помещик относился к таким задержкам с пониманием, но в конце концов он не выдержал и заявил трактирщику: «Больше никаких оправданий я не приму. Если ты и в следующий раз принесешь деньги с опозданием, я отправлю за выколачиванием долга своих верных людей; а уж они-то знают, как обращаться с такими прохвостами, как ты!»
К сожалению, вскоре угроза сбылась. Следующий срок оплаты пришелся на шаббат. В то утро трактирщик собирался в синагогу, а его жена и дети еще спали. Вдруг в дом ворвались пьяные крестьяне. С горящими от ненависти глазами они принялись крушить все на своем пути.
Несчастные домочадцы трактирщика в ужасе беспомощно наблюдали за тем, как на их глазах уничтожают их добро. Всем было ясно, что этих громил прислал к ним помещик. Когда за молодчиками с треском захлопнулась дверь, жена и дети трактирщика горько заплакали. Хозяин дома как мог успокоил домочадцев и поспешил в синагогу.
Трактирщику было очень сложно отвлечься от тягостных мыслей и сохранять в душе атмосферу шаббата. Весь день он был погружен в невеселые мысли о том, что его ждет дальше. Никакого облегчения в будущем трактирщик не ожидал, ведь денег на выплату аренды у него по-прежнему не было.
Как только шаббат закончился, трактирщик отправился в соседнюю Кольбушову, где местный ребе вместе со своими хасидами проводил трапезу «Мелаве малка» (праздничное застолье на исходе субботы). Несчастный трактирщик надеялся, что праведный цадик Авраам Йегошуа Хешель, известный впоследствии как Аптский ребе (Ребе из Опатува), сможет ему помочь.
Это была суббота накануне Песаха, которую называют Шаббат ха-Гадоль, Великий Шаббат. В этот день принято сначала слушать слова раввина, а затем, после полуденной молитвы, — читать отрывки из Пасхальной Агады. Арендатор пришел в тот момент, когда Аптский ребе заканчивал свою речь. Войдя в синагогу, он успел услышать следующие слова: «Избавление народа Израиля упоминается в двух благословениях. Одно из них, “Гааль Исраэль”, относится к прошедшему времени: “Благословен Ты… спасший Израиль”. Мы произносим его во время чтения Агады на пасхальном седере (а также в молитве “Шма Исраэль”, читаемой утром и вечером). Оно относится к освобождению евреев из Египта, случившемуся в прошлом. Второе благословение, “Гоаль Исраэль”, относится к настоящему времени: “Благословен Ты… спасающий Израиль”. Его мы произносим трижды в день, читая молитву Амида, и начинается оно со слов: “Взгляни на страдания наши и заступись за нас”».
Произнеся эти слова, ребе вздохнул, взглянул на входную дверь, где только что появился несчастный трактирщик, и продолжил свою речь: «Это благословение произносится в настоящем времени, потому что относится к чудесному избавлению, которое происходит с нами каждую секунду. И поэтому, даже если живущий в деревне еврей не может вовремя оплатить аренду, а помещик отправляет к нему бандитов, которые громят дом еврея, Владыка Вселенной дарует избавление и спасение такому еврею».
Трактирщик, который не был ученым евреем, не мог постичь всей речи, но последние слова цадика тронули его сердце. Он прекрасно понял, что ребе говорил именно о нем. Трактирщик вернулся домой, исполненный радости. Он попытался подбодрить и утешить все еще опечаленных домочадцев, хотя и не мог вспомнить точных слов ребе. «Ребе сказал: “Гоаль Исраэль!” Он сказал: “Всевышний спасает Израиль!”» — со счастливой улыбкой повторял он, обращаясь к жене и детям, которые все никак не могли понять такой стремительной смены настроения их мужа и отца.
Той же ночью помещик вновь прислал к трактирщику своих приспешников, чтобы снова проучить еврея и посмотреть, как тот усвоил урок. Ворвавшись в дом, бандиты немало удивились тому, что их жертва поет и танцует от безудержной радости.
— Он ведет себя так, будто нашел клад, — доложили они не верящему своим ушам хозяину.
— Немедленно доставить его ко мне! — приказал помещик.
Арендатор появился в усадьбе пана, сияя от счастья. Помещик бросил на него свирепый взгляд и потребовал внести плату. Но еврей, у которого не было денег, но была уверенность в силе благословения ребе, улыбнулся еще шире и дружелюбнее.
Пораженный увиденным, помещик задумался. Может, еврей не выдержал давления и тронулся умом? Очевидно, так оно и есть. Как он может быть настолько беспечным и счастливым, оказавшись в безвыходной ситуации? Но ведь помещик не собирался ввергать еврея в вечную нищету. Он просто хотел получить свои деньги.
Глядя на смеющегося еврея и обдумывая сложившуюся ситуацию, помещик начал испытывать жалость к несчастному помешавшемуся трактирщику.
— Послушай, Мошка, — мягко обратился помещик к еврею, — почему трактир перестал приносить деньги? Взгляни на себя — ты впал в нищету, долгов оплатить не можешь, и даже запасов спиртного в трактире пополнить не в состоянии, чтобы попытаться хоть немного заработать.
— Ну а что же мне делать? — поинтересовался в ответ трактирщик, радостно пожимая плечами.
— Я тебе скажу, — ответил помещик, — отправляйся к оптовому торговцу спиртным. Я передам с тобой записку с просьбой продать тебе несколько ящиков водки в кредит. Ты сможешь выгодно продать эту выпивку в трактире. Только не забудь отложить часть выручки на выплату долга оптовику и мне.
Вот это сделка! Трактирщик с готовностью принял предложение помещика. Вскоре он смог выплатить все долги и начал получать неплохую прибыль. Трактирщик прекрасно понимал, что такая неожиданная удача и все последующие события пришли в его жизнь благодаря благословению ребе. Вскоре, когда у еврея появилась возможность вернуться в Кольбушову и встретиться с ребе, он принес с собой полный серебра кошель. Еврей вручил его цадику со словами: «Ребе, это деньги на “спасение народа Израиля”».
Биографическая справка:
Раввин Авраам Йегошуа Хешель (? – 5 нисана 1825), Аптский Ребе (Ребе из Опатува), был любимым учеником рабби Элимелеха из Лиженска. Его часто называли Охев Исраэль, по названию написанной им книги, а также потому, что значение этой фразы — «Любящий евреев» — в точности соответствовало характеру раввина.