«В трудах по Каббале и хасидизму упоминаются четыре мира: Ацилут (излучение), Брия (творение), Йецира (формирование) и Асия (действие). Где же находятся эти миры? Почему ни один из них до сих пор не обнаружен?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Исроэл Котляр:
Если вышеупомянутые миры представляются вам некими галактиками, находящимися на расстоянии многих световых лет от нашей Вселенной, то вы заблуждаетесь. Речь вовсе не идет о мирах, которые можно увидеть в мощный телескоп. На самом деле все они пребывают в нашем мире.
Чтобы облегчить вам работу, приведу аналогию. Вы когда-нибудь проходили проверку зрения у оптометриста? Помните, как вы сравнивали, через какую из двух линз изображение кажется более четким? Когда я пытаюсь определить свое отношение к этим мирам, то представляю себе каждый из них в качестве линзы, через которую мы можем видеть реальность. Чем выше тот или иной мир, тем резче и прозрачнее линза — таким образом все в этом мире является гармоничным выражением единства Творца. Чем ниже мир, тем больше он отличается от идеала — как будто у истоков его творения не стоял никакой создатель. Когда теряется совершенное единство, все в нем дробится, диссонирует и ужасает.
Мы живем на самом низком уровне, в материальном мире Асия, что означает «действие», в реальности, где Б-жественность от нас скрыта. Эта линза позволяет нам видеть лишь финальную стадию всех предшествующих ей процессов. Мы видим перед собой стол — а не Б-жественную энергию, которая поддерживает его существование. Мы восхищаемся закатом как очередным явлением природы, но не совершенным творением Создателя. Финансовый успех мы приписываем продуманной бизнес-стратегии — а не благословениям Всевышнего.
Неслучайно ивритское слово олам (мир) происходит от того же корня, что и хэалем — «спрятанный». Нам доступна лишь внешняя сторона устройства мира.
Почему у этой линзы такое низкое разрешение? Кроме того, что эти линзы не в фокусе, они еще затемненные, как в солнцезащитных очках. Солнечные миры утопают в потоках света, и их линзы подобны бесцветному стеклу. В низших мирах света намного меньше — они сравнимы с разными уровнями затемнения стекол в солнцезащитных очках. Детали, как и красота, теряются. Попробуйте пройтись в солнечных очках по художественному музею, да еще и при выключенном свете, — и вы поймете, о чем я.
Солнечные очки рассеивают свет — но он продолжает существовать, и, чтобы его увидеть, нужно смотреть внимательнее. У этих линз есть и еще одно свойство: они искажают картину. Все вокруг деформируется настолько, что кажется уже полной нелепицей. Все теряет свой смысл и цель, и «просто существует». А это — точное описание нашего мира: место, которое (на первый взгляд) просто существует, беспричинно и бесцельно. Смените линзы — и ваше восприятие довольно быстро изменится. Мир покажет нам уже нечто более возвышенное. Вы откроете в себе способность видеть души и ангелов. Вы услышите Б-жественные голоса, почувствуете невероятную любовь и трепет по отношению к Б-гу. На еще более глубоком уровне в величии этого света растворится ощущение собственного эго. Таким мир видят пророки и мистики.
Это может показаться вам нелогичным, но цель сотворения чего бы то ни было рождается не в высшем мире, а в нашей материальной реальности — мире Асия. Создатель возлагает на нас миссию освещать тьму, распространяя свет Торы и заповедей. Мы должны найти искры святости в обыденном, сверхъестественное — в естественном, духовное — в материальном. Таким образом мы расшифровываем непонятное и рассеянное, впускаем в наш мир потоки яркого света и понимаем, насколько большая святость присуща нашему, казалось бы, приземленному миру.
Эта работа продолжается. А когда мы закончим ее, придет Мошиах и на Земле наступит рай.