Top.Mail.Ru

Где будем резать рыбу

23.06.2015

В иудаизме правила ритуального забоя скота прописаны в мельчайших тонкостях: как правильно выбирать животное и точить нож, перерезать горло и спускать кровь, проверять внутренние органы животного на наличие болезней и высаливать мясо. Рыба тоже живое существо, кровь есть и у нее. Почему же никаких правил ее убоя не существует?

Во время сорокалетнего странствия по пустыне евреи начали жаловаться на нехватку мяса. Моисей обратился к Б-гу с вопросом: «Даже если для них зарезать весь мелкий и крупный скот, хватит ли им этого? Даже если для них выловить всю морскую рыбу, хватит ли им этого?» Формально, сам факт того, что в тексте Торы говорится о забое по отношению к скоту и ловле по отношению к рыбе, четко указывает на то, что рыбу достаточно лишь вытащить из воды и никакого ритуального забоя для нее не требуется.

Почему же к рыбе мы относимся не так, как к скоту и птице? Талмуд дает на этот вопрос довольно загадочный, на первый взгляд, ответ: скот был создан из земного праха и становится кошерным, когда ему перерезают обе части горла – пищевод и непосредственно дыхательное горло; птицы были созданы из грязи, и поэтому считаются кошерными, если им перерезают одну часть горла; рыба же сотворена из воды и считается кошерной без всякого забоя. Получается, что требования кашрута зависят от того, каким образом был сотворен тот или иной вид живого существа. Этот отрывок, безусловно, требует дополнительного объяснения.

В еврейском учении, как и в древней философии, всё сотворенное в этом мире разделено на четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Земля считается стихией самого низкого уровня. На следующем уровне находится вода, затем парящий над водой воздух, и наконец, огонь, который всегда устремляется вверх. Мелкий и крупный скот был создан из «земли» (птица, ввиду способности летать, в меньшей степени), и ему требуется ритуальный забой. Рыба же была создана из стихии, расположенной на более высоком уровне, из «воды», и поэтому забой ей не требуется.

Великий каббалист рабби Ицхак Луриа, живший в середине XVI века, говорил, что каждое творение обладает своей искрой божественной энергии, которая составляет его сущность и душу. Используя что-либо в божественных целях, человек освобождает эту искру и достигает тем самым цели, ради которой это творение было создано. Таким образом, благословляющий Б-га за ниспосланную пищу и получающий от нее силы и энергию для последующего изучения Торы и исполнения заповедей, поднимает искры божественности, заложенные в этой пище.

Одни божественные искры раскрыть проще, другие – сложнее остальных. Мелкий и крупный рогатый скот был создан из самой низшей из четырех стихий, поэтому для поднятия заложенных в нем искр святости требуется более серьезная подготовка. Отсюда и такие детализированные правила забоя скота. Рыба же была сотворена из более возвышенной стихии, и ее достаточно просто выловить, съесть, не забыв произнести при этом благословение. И этого будет достаточно для освобождения божественной искры, заложенной в ней.

Иегуда Шурпин

{* *}