Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
26.06.2015
Обычно Моше предстает в качестве эталона пророка и человека – с непоколебимой верой, не знающий никаких сомнений, наделенный божественной мудростью и даром предвидения. В этой же недельной главе Моше – просто человек, тяжело переживающий боль утраты и потерявший из-за этого контроль над своими чувствами.
Один из самых загадочных эпизодов Торы – стоянка в Кадесе во время сорокалетних странствий еврейского народа по пустыне. Остановившись в этом месте, евреи обнаружили, что в окрестностях отсутствуют источники воды. Они снова начали роптать и пожаловались Моше и Аарону. Те, в свою очередь, отправились с вопросом к Всевышнему. Он в ответ сообщил, что Моше должен взять в руки посох и обратиться к скале – тогда из нее польется вода. Получив это повеление, они созывают людей, и Моше говорит собравшимся: «Слушайте же вы, бунтари! Хотите, мы добудем для вас воду из этой скалы?» Затем Моше «поднял руку с посохом и дважды ударил по скале», как говорит текст Торы. Совершив этот поступок, Моше и Аарон лишились возможности перейти Иордан и ввести народ Израиля в Землю Обетованную. Господь сказал Моше и Аарону: «За то, что вы мне не поверили, не явили мою святость на глазах у сынов Израиля, не суждено вам ввести эту общину в страну, которую Я им отдаю!»
В чем же, собственно говоря, заключается ошибка Моше и Аарона? Что они сделали не так? Мнения комментаторов относительно этого расходятся. Одни говорят: причина в том, что Моше ударил по скале, причем дважды, вместо того чтобы обратиться к ней. Другие – в том, что Моше разгневался на народ. Третьи – у народа создалось впечатление, что вода полилась из скалы по воле Моше, а не Б-га, и в этом была главная проблема. Но не менее интересен тут другой вопрос: почему Моше не выдержал именно этого испытания? Ведь он уже дважды оказывался в подобном положении. В первый раз – после перехода через Красное море евреи три дня были лишены источника воды, а найденная вода оказалась горькой, и они обрушились с жалобами к Моше. И тогда Всевышний показал ему, как сделать эту воду пригодной для питья. Второй раз – по приходу в Рефидим евреи снова остались без воды и начали жаловаться. Отчаявшийся Моше обратился к Б-гу со словами: «Что мне делать с этим народом? Еще немного, и они побьют меня камнями!» И тогда Всевышний уже показывал Моше, как ему добыть воду из скалы. Следовательно, в прошлом Моше уже удавалось преодолеть похожие испытания. Почему же теперь он потерял контроль над своими чувствами?
Ответ мы находим в самом тексте Торы, в предшествующем истории про воду отрывке: «В первый месяц года сыны Израиля всей общиной пришли в пустыню Син. Народ остановился в Кадесе. Там умерла Мирьям, и там ее похоронили». И сразу после этих строк следует продолжение: «Не было там воды для общины, и собрались они против Моше и Аарона». В Талмуде объясняется, что именно благодаря заслугам Мирьям еврейский народ во время странствий по пустыне и многочисленных остановок всегда находил источник воды. Когда Мирьям умерла – вода закончилась. Однако можно пойти и дальше: существует связь не только между ее смертью и исчезновением колодцев, но между ее смертью и всем последующим поведением Моше в этой истории.
Произошедшее в Кадесе стало первым испытанием лидерских качеств Моше после кончины Мирьям. И тут важно вспомнить, кем была она для него. А была она не просто сестра, а старшая. И вряд ли вела себя как-то иначе, чем ведут себя обычно еврейские старшие сестры по отношению к младшим братьям. Она оберегала его даже в тот момент, когда он в младенческом возрасте плыл в плетеной корзине вдоль берегов Нила. При этом ей хватило смелости и решимости заговорить с дочерью фараона, нашедшей корзину, и добиться того, чтобы под видом кормилицы во дворце фараона жила мать Моше. Без вмешательства сестры Моше просто не знал бы, откуда он происходит.
И в дальнейшем Мирьям оказывается рядом с братом в моменты ключевых событий. Во время перехода через Красное море она первой начала петь благодарственную песнь спасения, подхваченную остальными женщинами. Из этого мы понимаем, что у нее, как и у братьев, всегда была роль лидера. Истинный масштаб этого лидерства и ее авторитета, а заодно и ее значение для Моше понятны из того, как много она могла высказать Моше прямо в лицо, в том числе и о его личной жизни. Мы находим в Торе упоминание о том, как она вместе с Аароном «говорили с Моше о его жене-кушитке». Нам неизвестно доподлинно, о чем именно шел разговор, но для Мирьям он плохо закончился: Всевышний поразил ее проказой за то, что она решилась разговаривать в таком тоне с Его пророком. Но Моше, несмотря на все сказанные нелицеприятные слова в его адрес, бросается на помощь старшей сестре, произнося, похоже, самую короткую и в то же время самую эффективную молитву в Пятикнижии: «Умоляю тебя, Б-же, исцели ее!»
И вот, оставшись без старшей сестры, Моше впервые теряет контроль над своими чувствами. Происходит это в присутствии всего народа. Вероятно, сказался эффект утраты. Многие, пережившие кончину брата или сестры, говорят, что такая потеря зачастую переживается тяжелее, нежели утрата отца или матери. Потеря родителя – часть естественного хода жизни, а утрата брата или сестры не так ожидаема, и потому сильнее выбивает человека из колеи.
Существует расхожее мнение, что лидерство сопряжено с одиночеством. Но следует понимать, что ни один лидер не сможет сохранить свой статус, находясь в одиночестве. Итро, тесть Моше, прямо говорит ему об этом, когда рекомендует ввести систему управления: «Совсем измучаешься и ты, и этот народ, который с тобою. Такое дело тебе не под силу, ты не справишься с ним один». Лидер нуждается в поддержке из трех источников: от единомышленников, которые будут бороться вместе с ним; от команды, которой он сможет давать поручения; и от родственных душ, которым он сможет доверить все свои опасения и сомнения, которые выслушают его, поддержат, придадут ему сил, уверенности и стойкости продолжать свое дело.
Заблуждаются те, кто полагают, будто люди высокого положения сплошь нечуткие и нечувствительные. Они довольно часто очень уязвимы. Их могут мучать сомнения и неуверенность. Их ранит критика. Они мучительно воспринимают предательство со стороны близких людей. Они всё время должны делать выбор из двух зол и никогда не могут точно спрогнозировать результаты своих решений. Лидеры просто редко демонстрируют свою уязвимость на публике: они должны постоянно показывать смелость и уверенность, которых не чувствуют. Рональд Хейфец и Марти Лински из Гарвардского университета написали: «Жестокая правда заключается в том, что человек не может наслаждаться наградами и радостью лидерства, не испытав боли».
Лидерам нужны доверенные лица, люди, которые скажут тебе то, что ты не хочешь услышать, да и никогда не услышишь ни от кого другого, при этом твои откровения останутся тайной. Доверенное лицо заботится о тебе больше, чем о том, что с тобой происходит. Оно помогает тебе подняться, когда ты упал, и мягко возвращает тебя в реальность, когда ты впадаешь в самодовольство и самоупоение. В одном из комментариев Маймонид пишет о «друге на доверии» (хавер а-битахон). Таким другом, по его словам, является тот, в ком ты абсолютно уверен, перед кем можешь быть совершенно открыт, не прячешь от него ни дурного, ни хорошего известия, зная, что он никогда не воспользуется твоим доверием и не расскажет об этом ни одной живой душе.
Эпизод в Кадесе показывает, что Мирьям была для Моше именно «другом на доверии», его доверенным лицом, источником эмоциональной стабильности, и когда ее не стало, Моше стало сложнее противостоять кризисным ситуациям. Даже великие не могут быть лидерами в одиночку.