Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
03.07.2015
В начале 30-х годов прошлого века в венской кофейне сидели два еврея. Один из них читал еврейскую газету, второй – пропагандистское антисемитское издание «Дер Штюрмер». «Как ты можешь читать эти бредни»? – с возмущением спросил первый. Второй с улыбкой ответил: «В твоей газете пишут, что евреи забыли свои традиции, враждуют друг с другом и их становится всё меньше. А в моей, что евреи захватили банки, контролируют СМИ, управляют Австрией, да и всем миром. Если хочешь узнать хорошие новости – читай антисемитские газеты».
Многим знаком этот старый и довольно грустный анекдот, но далеко не всем известно, что его корни уходят к главе Торы, которую мы читаем на этой неделе. Одни из самых прекрасных слов, сказанных о еврейском народе, принадлежат прорицателю Бильаму: «О как прекрасны твои шатры, Яаков, твои жилища, Израиль!.. Кто исчислит песок Яакова… Я вижу то, что наступит не сейчас, зрю то, что явится не скоро. Взошла звезда от Яакова, вознесся жезл от Израиля…» При том, что Бильам отнюдь не питал к евреям симпатии, наоборот, он собирался их не благословить, а проклясть. И, потерпев в этом неудачу, разработал другой план: массовое соблазнение моавитянскими женщинами еврейских мужчин. Этот план сработал. В результате Всевышний разгневался на евреев, среди них начался мор, унесший жизни 24 тысяч человек. Поэтому Бильам считается еврейскими мудрецами одним из злодеев, у которых нет удела в будущем мире.
Почему же Всевышний решил, что именно Бильам должен дать такое красивое благословение еврейскому народу? Тем более что в Тосефте Йома сказано, что «хорошие новости приходят с хорошими людьми». Почему в этот раз хорошее пришло от плохого человека? Ответ на этот вопрос можно найти в Мишлей: «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой язык, а не твой». Особую важность приобретает похвала от человека со стороны, который к тому же известен как ненавистник еврейского народа, на фоне постоянных упреков Моше в отношении народа.
Одно из самых известных определений, данных народу Израиля: «Вот народ, живущий обособленно и среди других народов себя не числящий». В наши дни стала популярна идея, что еврейскому народу на веки вечные предназначено жить обособленно, быть всеми ненавидимым. На самом деле это не так, ни один пророк ничего подобного не говорил. Напротив, пророки верили, что в будущем народы мира признают единого Б-га и придут в Иерусалимский Храм. В книге пророка Захарьи говорится, что наступит день, когда «возьмутся десять человек из разных народов за полу иудея и скажут: мы пойдем с тобой, ибо мы слышали, что с вами Б-г». То есть антисемитизм не является явлением, которое будет сопровождать евреев на протяжении всей истории.
Что же в таком контексте означают слова Бильама? По мнению Ибн Эзры, Бильам указывает на то, что евреи, в отличие от других народов, даже оставаясь в меньшинстве и в чужеродном окружении, никогда не ассимилируются. Рамбан считает слова Бильама знаком, что еврейские традиция и культура не станут смешиваться с традицией и культурой других народов. Один из крупнейших раввинов XIX века Нафтали Цви Йегуда Берлин дает словам Бильама весьма жесткую интерпретацию, выступая с резкой критикой своих современников: «Если евреи живут отдельно и обособленно от других народов – с ними ничего не случается; но как только они стремятся подражать другим народам – они “не считаются” больше особым народом».
Народ Израиля, в отличие от других народов, возник на основе религиозных принципов. Обычно некая группа людей живет на одной земле, постепенно у нее появляется своя оригинальная культура, формируется социальная структура общества, и таким образом появляется народ. Евреи же со времен разрушения Храма не обладали ни одним из признаков народа. У них не было своего государства, они были разбросаны по свету, у них не было общего языка. Раши, например, говорил на французском, а Маймонид – на арабском. В средние века существовало множество еврейских наречий и диалектов, самыми известными из которых были идиш и ладино. Евреи жили в совершенно различных политических и культурных системах. Не было у них и общей судьбы: когда евреи Испании переживали свой золотой век, евреи Северной Европы страдали от преследований со стороны крестоносцев. Несколько веков спустя, когда преследованиям и изгнанию подверглись испанские евреи, их польские соплеменники наслаждались периодом относительной терпимости со стороны местного населения. Тем не менее евреи всего мира всегда считали себя отдельным народом, того же мнения придерживались и их соседи.
Что же делало евреев народом? «Евреи являются народом благодаря своим законам», – ответил на этот вопрос рабби Саадия Гаон десять веков назад. Благодаря Торе евреи стали народом. Они получили закон еще до того, как вошли в Эрец Исраэль и обрели государственность. И сохранили единство даже после потери сначала суверенитета, а потом государственности. Причем на протяжении тысячелетий. Ни с одним другим народом ничего подобного не случалось.
Бильам был прав: еврейский народ действительно уникален. Поэтому любые попытки определять евреев исключительно как этническую группу глубоко ошибочны. Если исследовать культуру евреев, проживающих в разных странах и регионах, то окажется, что это совершенно разные культуры. В современном Израиле живут евреи, говорящие на самых разных языках и радикально отличающиеся друг от друга в культурном отношении. Евреи стали «народом, живущим обособленно и среди других народов себя не числящим» потому, что их национальность не определяется регионом проживания, политической системой или принадлежностью к тому или иному этносу.
В мире существует множество народов, не имеющих единой религии. Немцы, например, делятся на католиков, лютеран, кальвинистов, протестантов. Еще более распространены обратные случаи, когда одна религия является общей для нескольких народов. Наиболее очевидными примерами являются христианство, ислам и буддизм. Но только иудаизм ставит знак равенства между религией и национальной принадлежностью. Не будь иудаизма, ничто, кроме антисемитизма, не объединяло бы евреев, живущих по всему миру. А без еврейского народа иудаизм перестал бы быть тем, чем он всегда являлся, – верой народа, представители которого связаны коллективной ответственностью как друг перед другом, так и перед Б-гом.Джонатан Сакс