Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
06.07.2015
В недельной главе Торы, которую мы читаем в эти дни, впервые явлен пример классического экстремиста. Пинхас стремится вроде бы к благородной цели – очищению народа от греха, но совершает при этом двойное убийство. И пусть в результате его действия и привели к конечной цели – грех народа был искуплен и прощен, но пример Пинхаса, конечно, очень неудобный, как неудобен любой экстремист. Прежде всего, потому, что выставляет нас лицемерами.
«Хотел бы я набраться смелости и поступить так же», «Ну кто-то должен это сделать», или «Прекрасный пример того, куда может завести подобный образ мыслей» – так мы обычно говорим об экстремистах. В зависимости от того, на какую сторону баррикад в данную секунду себя ставим.
А себе и о себе мы обычно говорим: «Если ты действительно веришь во что-то, значит, нужно держаться этой веры до конца». Но, как только доходит до дела, думаем: «Должен же быть предел! Без ограничений нельзя! Иначе самые добрые намерения обратятся злом».
Человек крайних взглядов доставляет нам неудобство, потому что выставляет нас лицемерами: если бы каждый из нас действовал в соответствии со своими убеждениями, все бы стали экстремистами. Экстремист еще и заставляет нас с облегчением подумать: ну хоть кто-то это сделал. Он заставляет нас обратиться к своему внутреннему «я» с глубинным вопросом: «Если я думаю, что он поступает правильно, то отчего же мне так претит то, что он делает?» Или же: «Его поступок вроде бы абсолютно неприемлем, но почему же он так меня восхищает?»
Экстремист пугает нас, восклицая: «Вот я, а вот мой Б-г! А более ничего не существует». «Совсем ничего? – удивляемся мы. – Но ведь Б-г создал целый мир».
Вместе с тем, такой человек крайностей нам очень нужен. В нашей жизни нужна правда, а что может стать истиной, если кто-то однажды не придет к высшей степени ее выражения?
Как-то раз хасидского праведника, рабби Менахема Мендла из Коцка, спросили: «Последняя часть книги “Бамидбар” состоит из пяти глав: “Хукат”, “Балак”, “Пинхас”, “Матот” и “Масей”. Иногда главы “Хукат” и “Балак” или “Матот” и “Масей” читают вместе, а главу “Пинхас”, которая является центром пяти глав, всегда читают отдельно. Почему так?» И ответил Коцкий Ребе: «Пинхас был экстремистом, а экстремисты всегда одиноки».
Янки Таубер