Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
05.08.2015
Каждый из нас стремится к материальному успеху. Поэтому несколько дней назад я снова купила лотерейный билет. Соблазнительная мысль о выигрыше в $6 млн пробудила во мне азарт. Шесть миллионов – это ж не шутка! Обладая такой суммой, можно наконец забыть о любых неурядицах. Правда, мой билет и на этот раз не оказался счастливым. Зато я провела исследование о взаимосвязи материального достатка с чувством удовлетворенности жизнью. В итоге выяснилось, что в старой поговорке «за деньги счастья не купишь» есть доля истины. Хоть за последние полвека уровень жизни в США вырос в три раза, душевных расстройств меньше не стало.
Проведенный в 1985 году социологический эксперимент показал, что фигуранты списка Forbes и представители восточноафриканского племени масаи, не знакомые с такими благами цивилизации, как электричество и водопровод, демонстрируют схожий уровень удовлетворенности жизнью. Бедному человеку эти результаты могут показаться полным бредом. Хотя вроде бы очевидно, что обладание богатством сопряжено с серьезными испытаниями, каждый из нас, вооружившись логикой Тевье-молочника, готов воскликнуть: «Всевышний, испытай меня!» Испытанию бедностью мы всегда предпочтем испытание достатком – ведь у соседа трава зеленее.
В Талмуде сказано, что еще до рождения ребенка Небесный суд решает, как сложится его судьба: проживет ли он жизнь в богатстве или будет нуждаться и скитаться. Однако какая бы дорога ни была уготована человеку, она всегда будет полна испытаний. И богатство – не самое легкое из них. Оно состоит в том, что у богатого человека возникает иллюзия независимости от Б-га. Когда бизнесмен достигает финансовой независимости, причем многолетним и упорным трудом, своими силами и руками, то ему сложно ощущать свою зависимость от Творца. А все блага он будет считать скорее результатом собственного труда, чем изначально предначертанным выбором Небесного суда. Еще сложнее богатому человеку не чувствовать внутреннего превосходства над бедными людьми. Остаться скромным, обретя богатство, – поистине колоссальное испытание.
Испытание бедностью тоже проверка веры, но с другой стороны: способны ли вы просто жить, полагаясь, что Владыка мира обеспечит вас всем необходимым? Заявите ли вы о милосердии Творца, когда вашим детям нечего есть?
Когда евреи вошли в Святую Землю, им предстояло наряду с государственными институтами создать экономическую, финансовую, банковскую системы. Забавно, что знания по этим вопросам наши предки приобрели отнюдь не на уроках Торы, а во время сорокалетних странствий по пустыне, где их едой была одна лишь манна Небесная.
Манна давала евреям одновременно ощущение и богатства, и бедности. Богатства – так как манна была пищей Небес. Вместе с тем, она привносила и чувство бедности, и не давала особой уверенности в будущем. Каждый день евреи получали новую порцию манны. Если кто-то не съедал всю порцию и оставлял часть на следующий день, то манна портилась. Никакой уверенности в завтрашнем дне – подобный страх сопровождает жизнь многих коммерсантов, да и каждого из нас, чьих доходов хватает ровно для того, чтобы оставаться «на плаву». Сегодня я оплатил все счета, а что будет завтра – мне уже неизвестно.
За сорок лет народ Израиля должен был научиться жить со строго нормированными объемами пищи. Каждый день евреи получали возможность размышлять над двумя идеями: что всё сущее мы получаем от Б-га, и что Он и впредь будет заботиться и поддержит нас. Манна символизирует сбалансированный подход к жизни, которому человек учится нередко до глубокой старости. И далеко не всегда успешно.