Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.08.2015
Члены британской королевской семьи всегда проявляют пунктуальность – стараются не опаздывать и никогда не задерживаться дольше запланированного в том месте, куда их пригласили. Никогда не забуду один случай (и служители двора сказали мне, что это впервые на их памяти), когда королева задержалась на мероприятии на два часа дольше запланированного. Это случилось, когда отмечалось 60-летие освобождения Освенцима.
Королева пригласила бывших узников лагерей смерти на прием в Сент-Джеймсский дворец. У каждого приглашенного была своя история, и королева выслушала их все. После беседы с Ее Величеством они подходили ко мне со словами: «Шестьдесят лет назад я не знал, доживу ли до следующего дня, а сейчас я говорю с самой королевой». Поступок королевы тогда произвел на меня огромное впечатление. Мы часто встречаем лидеров, которые умеют говорить, но слушающий лидер – большая редкость. Хотя внимательное выслушивание собеседника уже само по себе является проявлением уважения к нему.
«Слушай эти законы…» – такую фразу мы находим в нынешней недельной главе Торы. «Слушай» на иврите будет «шма». В прошлой недельной главе мы также встречали это слово во фразе «Шма Исраэль…» – «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г твой, Г-сподь один», ставшей началом одной из самых главных молитв в иудаизме. А само слово «шма» стало лейтмотивом всей книги «Дварим» – оно в ней встречается 92 раза.
Мы нередко упускаем значение этого слова из-за нюансов перевода. Читая переводной текст, мы, как правило, уверены, что в обоих языках каждое слово имеет одно и то же значение. На практике же это далеко не так. Ключевые понятия одной культуры не всегда можно перевести на язык другой. Например, греческое слово мегалопсихея (термин, которым Аристотель обозначил «человека великой души», который, несмотря на это, ведет себя с гордостью аристократа) невозможно понять в системе морали иудаизма, где добродетелью считается скромность. Таких примеров масса. Это верно и для слова «шма».
В русском языке, как и в английском, нет слова одновременно означающего «слышать» и «понимать». А слово «шма» в иврите обладает обоими этими значениями. Например, в истории о Вавилонской башне, когда Всевышний говорит ангелам: «Давайте же смешаем их речь, чтобы они перестали понимать [ишмэу] друг друга».
Один из самых потрясающих фактов, что в Торе, несмотря на содержащиеся в ней 613 заповедей, нет ни единого слова, означающего «послушание». Когда такое слово понадобилось для современного иврита, оно было заимствовано из арамейского языка – лецает. Слово, используемое в Торе для обозначения «послушания», имеет тот же корень, что и «шма». Это прямо указывает на то, что в иудаизме слепое послушание не считается большой добродетелью – Всевышний хочет, чтобы мы понимали заповеданные нам законы, а не просто исполняли. Он хочет, чтобы мы слушали, размышляли, стремились понять и действовать в соответствии с этим пониманием. Его желание – чтобы мы стали слушающим народом.
Древнегреческая цивилизация основывалась на визуальной эстетике: изобразительном искусстве, архитектуре, театре. Для Платона, например, познание было формой видения. Иудейская же цивилизация (и об этом писал Зигмунд Фрейд в своей работе «Моисей и монотеизм») не является визуальной. Мы служим Б-гу, которого нельзя увидеть. Нам также категорически запрещено создавать иконы и подобные им священные изображения. Иудеи не видят Б-га, но слышат Его. Для нас познание приходит через способность слышать. Из этого следует, что в иудаизме слушание принимает глубокую духовную форму. Слушать Б-га – значит, быть открытым перед Ним. Вот о чем говорит Моше на протяжении всей книги «Дварим»: «Если бы вы только слушали!»
Этот подход актуален и для межличностных отношений. Зачастую самое важное из того, что мы можем дать человеку, – это выслушать его.
Знаменитый психолог Виктор Франкл, переживший Освенцим, развил теорию Фрейда и создал новую форму психотерапии, основанную на «поисках человеком смысла». В одном из своих эссе он рассказывает историю одной своей пациентки, которая как-то позвонила ему глубокой ночью и сказала, что собирается совершить самоубийство. Психолог два часа разговаривал с женщиной, пытаясь убедить ее этого не делать. В конце концов пациентка сказала Франклу, что она передумала и не будет совершать суицид. Во время личной встречи Франкл спросил женщину о том, какой из его доводов ее убедил, но она ответила, что никакой.
– Почему же вы отказались от своего решения? – спросил психолог.
– Сам факт, что кто-то был готов слушать меня на протяжении двух часов, убедил меня, что стоит продолжать жить, – ответила она.
Занимая пост главного раввина Великобритании, я несколько раз разбирал очень непростые случаи. Все эти случаи наш раввинский суд смог разрешить, но не обращаясь к законам, а просто внимательно выслушивая обе стороны, убеждая их в том, что нам понятны их чувства, а они должны понять чувства друг друга. Умение слушать меняло агрессивных оппонентов, которые в результате находили в себе силы разрешить противоречия мирным путем. Умение слушать – терапия, дающая потрясающий эффект.
В основе личностноориентированной психотерапии лежит убеждение, что умение слушать является ключевым достоинством религиозной жизни. Если мы хотим, чтобы Б-г услышал нас, мы должны быть готовы слушать Его. А если мы учимся слушать Его, то со временем начинаем слушать и тех, кто нас окружает. И тогда есть шанс услышать крик одиночества, идущий от несчастного, слабого, уязвимого человека, чья жизнь причиняет боль ему самому.
Когда Б-г явился во сне царю Шломо и спросил, какой дар тот бы хотел получить, Шломо ответил: «лев шомеа» – «послушное сердце». Выбор слова в этом случае играет большое значение. Мудрость Шломо заключалась во многом именно в умении слышать, причем не только слова, но чувства, стоящие за словами, понимать недосказанное в той же степени, что и сами слова.
Когда Всевышний призвал Моше стать лидером народа, тот ответил: «Я не умею красиво говорить и никогда не умел. Я не красноречив и косноязычен». Почему же Творец решил сделать лидером еврейского народа такого человека? Возможно, потому, что тот, кому трудно говорить, учится слушать. Настоящий лидер всегда услышит и безмолвный крик людей, и тихий, мягкий голос Б-га.