Top.Mail.Ru

Пророк и хаос

09.09.2015

Вскорости после смерти царя Соломона еврейское государство распалось на две части. В северном царстве, где жил пророк Ошеа, мир и процветание очень быстро сменились беззаконием, идолопоклонством и хаосом. За 15 лет, с 747 по 732 гг. до н.э., там сменилось не менее пяти царей, каждый из которых вел кровавую борьбу за власть. Ослабли моральные устои и среди простого народа: «Нет ни правды, ни милосердия, ни знания Б-га в стране. Клянутся и отрекаются, убивают и крадут, прелюбодействуют без всяких границ, и кровь одного убитого сливается с кровью другого», – так описано это время в книге пророка Ошеа.

Как и другие пророки, Ошеа прекрасно понимал, что судьба народа Израиля зависит от того, насколько хорошо евреи осознают свою миссию в этом мире. Сохраняя верность Б-гу, еврейский народ мог сотворить невозможное: победить всех своих врагов, пережить крах могучих империй, создать уникальное для древнего мира общество, в котором граждане были равны в своих правах и подчинялись закону. А потеряв веру, евреи превратились бы в малочисленный и слабый ближневосточный народ, чьи шансы на выживание в условиях враждебного окружения были минимальны.

Выводы, сделанные Ошеа, базировались не только на теоретических размышлениях и исторических аналогиях и не только на пророческом даре, которым он был наделен, но и на собственном жизненном опыте: Всевышний велел пророку жениться на блуднице, чтобы тот понял, насколько распространенным явлением в обществе стало распутство.

Освободив евреев из рабства и приведя их в собственную землю, Всевышний, конечно же, ожидал от них другого поведения, чем то, которое Он увидел. Но Он не мог оставить Свой народ, хотя тот временами забывал о Нем и о заключенном Завете. Б-г любит еврейский народ, даже если тот не отвечает взаимностью. В какой-то степени история народа Израиля – это история любви между верным ей Б-гом и зачастую вероломным народом. Несмотря на то, что иногда Всевышний гневается на евреев, Он не может не прощать их. Он вновь и вновь предлагает им провести новый «медовый месяц», чтобы они могли вспомнить заключенный Завет. «Приманю Я ее, приведу в пустыню и обращусь Я к сердцу ее. И обручу навеки правдою и справедливостью, благочестием и милосердием. И обручу тебя Мне верностью, и познаешь ты Г-спода», – пророчествует Ошеа от имени Творца. В последней фразе Завет между евреями и Б-гом прямо сравнивается с браком.

В знаменитом мюзикле по рассказам Шолом-Алейхема «Скрипач на крыше» Тевье заводит со своей женой Голдой такой разговор:

Тевье: Ты меня любишь?

Голда: Я же твоя жена!

Тевье: Я знаю! Но ты меня любишь?

Голда: Люблю ли я тебя? Уже двадцать пять лет я живу с тобой, борюсь с тобой, страдаю вместе с тобой. Уже двадцать пять лет постель с тобой делю…

Тевье: Шшш!

Голда: Если это не любовь, то что же?

Тевье: Значит, любишь!

Голда: Наверное, да!

Вся история интимной сферы человеческого общества, по сути, представляет собой историю развития идей любви. Брак – это завет, для которого характерна взаимная привязанность и любовь, в котором обе стороны дают взаимные обещания служить друг другу. По мнению Ошеа, именно с этой точки зрения мы должны рассматривать и отношения между Б-гом и людьми. Брак не случайно называют освящением (киддушин). Как и Завет, брак является залогом взаимной лояльности двух сторон, каждая из которых признает целостность и индивидуальные особенности второй. Всевышний обращается к человеку не с позиции силы, а с позиции любви, причем не абстрактной и философской, а глубокой и неизменной, которая преодолевает любые разочарования и предательства.

Любовь между мужем и женой сравнима с любовью Творца по отношению к нам и нашей идеальной любовью к Нему. Говоря «…и познаешь ты Г-спода», Ошеа имеет в виду не какие-то абстрактные знания. Он говорит о познании сути близости, о единении в метафизической бездне, которая отделяет сознание одного от сознания другого. Это, кстати, центральная тема книги «Песнь Песней», описывающей вроде бы любовь между людьми, но в то же самое время и мистическую интерпретацию чувственной любви между Б-гом и человеком.

Народ Израиля, возможно, не всегда относится к Б-гу с большой любовью, говорит пророк Ошеа, но Творец любит евреев, и Его любовь не иссякнет никогда. Наше отношение к Б-гу отражается и в наших отношениях с другими людьми. Таков смысл слов Ошеа, и они верны и в обратном отношении: наша связь с другими людьми влияет на то, что мы думаем о Б-ге. Политический хаос, воцарившийся в Земле Израиля в VIII веке до н.э., был тесно связан с нарушением моральных законов: в обществе, построенном на коррупции и эксплуатации, грубая сила преобладает над законом. А это неизменно ведет к разрушению.

Джонатан Сакс
{* *}