Top.Mail.Ru

Будильник Б-га

11.09.2015

Время – величайший дар Б-га, которым могут распоряжаться все люди, независимо от их социального положения. Не важно, беден ты или богат, в сутках – 24 часа, в неделе – 7 дней, и каждому из нас отмерено определенное количество лет, которых никогда не бывает достаточно. Зачастую свое время мы посвящаем занятиям, которые, по словам великого еврейского мудреца Маймонида, «не помогают и не спасают». К сожалению, очень многие из нас, вспоминая прошедшие годы, жалеют о том, что не уделяли достаточно времени общению с детьми или благотворительности.

Мы уделяем зарабатыванию на хлеб насущный столько времени, что на жизнь в свое удовольствие его почти не остается. Специалисты по тайм-менеджменту выделяют два вида деятельности: срочную и важную. Зачастую мы посвящаем всё свое время срочным делам, забывая при этом о важных. Помню, как беседовал однажды с трудоголиком, который работал по 18 часов в сутки без выходных. Пережив психологический кризис, он решил соблюдать шаббат. И признался мне, что, возможно, это лучший поступок всей его жизни: «Теперь у меня есть время, которое я могу посвятить жене, ребенку и друзьям». И сну, что тоже немаловажно. Но самое удивительное – он успевал сделать все свои рабочие дела не за семь дней, а за шесть.

Шаббат учит нас посвящать время важному. Тридцать лет назад, когда о современных технологиях мы не могли и мечтать, многие социальные мыслители, писатели, футурологи полагали, что у людей будет гораздо больше свободного времени и наступит эра нескончаемого отдыха. Сегодня мы видим, что подобные прогнозы не оправдались. Напротив, мы ощущаем еще большее давление со всех сторон и не можем даже на минуту расслабиться. Современные технологии позволяют нам всегда быть на связи. Как писал английский поэт Уильям Вордсворт: «Чрезмерен мир для нас, впустую наши расточает силы». А царь Давид поёт в псалмах: «Научи нас исчислять наши годы и даруй мудрость нашим сердцам».

Мы «исчисляем наши годы» в Рош а-Шана. Прося Творца записать нас в Книгу Жизни, мы думаем о самой жизни и о том, как мы ее проживаем. И главным лейтмотивом размышлений на протяжении всего праздника остаются слова из молитвы: «Тшува (раскаяние), тфила (молитва) и цдака (благотворительность) отменяют суровый приговор». Тшува относится к нам самим, тфила – к нашим отношениям с Б-гом, а цдака – к нашим отношениям с другими людьми.

Тшува означает не только «раскаяние», но и «возвращение» – к корням, вере, истории народа и к пониманию того, что мы являемся преемниками тех, кто более 3000 лет назад стоял у горы Синай. Тшува ставит перед нами принципиальный вопрос: стал ли ты лучше за прошедший год? Жил ли ты полноценной еврейской жизнью? Тшува – это своего рода система навигации, которая задает направление нашей жизни.

Тфила – это беседа с Б-гом. Бесконечная беседа, идущая на протяжении сотен поколений наших предков. Тфила – это не мольба о новой машине, высокооплачиваемой работе или экзотическом отдыхе. Мы не просим о таких вещах в молитвах, потому что жизнь представляет собой нечто большее. В этом мире нам отведено мало времени и, соединяясь с Б-гом, мы прикасаемся к вечности. Тфила – это наш мобильный телефон для связи с Ним.

Цдака – это добро, которое мы творим для окружающих. Сэр Мозес Монтефиоре был, вероятно, самым известным британским евреем Викторианской эпохи. Он был богатым человеком и немалую часть своей долгой жизни посвятил служению евреям Англии, да и всего мира. Он построил в Иерусалиме целый район, названный в честь филантропа Йемин Моше, а также мельницу для обеспечения хлебом жителей Святого города. Однажды Монтефиоре спросили о размере его состояния, и он дал ответ. «Но мне известно, что вы обладаете куда более крупными средствами», – возразил собеседник. «Вы спросили не о том, чем я владею, а о том, сколько я стою. Названная мной сумма – это те деньги, которые я в этом году отдал на благотворительность, потому что человек оценивается по тому, скольким он готов поделиться с другими». Это и есть цдака.

Некоторые заповеди Торы мы исполняем, «репетируя» жизнь в будущем мире. Шаббат, например, является репетицией эры Избавления, когда прекратятся распри и воцарится мир. Йом Кипур – репетиция смерти, поскольку в этот день мы не едим, не пьем и не предаемся плотским радостям, а также надеваем подобный савану белый китл. В этот день мы задаем главный вопрос: что ценного я сделал в своей жизни, не напрасно ли я трачу время?

А пробудить такие вопросы, вывести нас из «забытья», в котором мы пребываем большую часть года и большую часть жизни, призвано трубление в шофар, который Маймонид назвал «будильником Б-га». Да благословит Всевышний нас, наши семьи и весь еврейский народ и запишет каждого в Книгу Жизни.
Джонатан Сакс
{* *}