Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.09.2015
«Внимайте, небеса, – я буду говорить!
Да услышит земля речения уст моих!
Он – Твердыня, чисты деянья Его,
Он – верный Б-г, чужд Ему обман.
Праведен и справедлив Он.
Его лжесыны растлились в пороке:
упрямое, заплутавшее поколенье!
Господу ли вы воздаете так,
подлый и неумный народ?!»
Эти слова сказал Моше народу Израиля, когда готовился к смерти. Никогда еще его речь не была настолько эмоциональной. Он как будто кричит нам: не вините Б-га, если что-то пошло не так; не считайте, что Б-г существует для того, чтобы служить вам, задача Б-га не в том, чтобы снять с нас груз ответственности, – наоборот, Он призывает нас взять ее на себя.
Этими словами Моше завершает драму, начавшуюся во времена Адама и Хавы в Эдемском саду. Когда Адам и Хава согрешили, Адам обвинил в этом Хаву, а та – Змея. Так было в начале времен, так же дело обстоит и сегодня, в начале XXI века. История человечества – это история уклонения от ответственности. Каждый раз виноват кто-то другой. Это не мы – это всё политики. Или средства массовой информации. Или финансовый капитал. Или наша дурная наследственность. Или общественный строй – будь то капитализм, коммунизм или любая другая система.
Исполнители самых массовых и страшных преступлений против человечества всегда были убеждены, что они ни в чем не виноваты – они же «просто исполняли приказ». А когда рушатся все системы – вини во всем Б-га. А если в Него не веришь – обвиняй тех, кто верит. В соответствии с такой жизненной философией, быть человеком – значит, искать способы избежать ответственности.
Однако спрятаться от ответственности не дано никому. Всевышний даровал нам свободу – самый редкий, ценный и непостижимый дар после самой жизни. Но вместе со свободой приходит и ответственность. Это означает, что мы должны идти на риск. Всевышний дал нам землю, но вместе с ней и задачи – защищать, вспахивать ее, сеять и собирать урожай. Именно так в Торе представлена концепция ответственности. Это высшая оценка природы человека и высшее призвание, возложенное на смертных, людей, сотворенных из плоти и крови.
Иудаизму чужда концепция, согласно которой человек считается творением, изначально испорченным первородным грехом и не способным на добро без Б-жьей благодати, как это принято в иных религиях. Кроме того, мы не воспринимаем веру как слепое подчинение воле Творца. Для нас человек – не игрушка капризных богов, как верили язычники. Мы также не можем согласиться с учеными, которые представляют человека исключительно как материальное существо, соединение химических элементов, движимых электрическими импульсами мозга, пребывающее без всякого смысла во Вселенной. Мы верим, что созданы по образу и подобию Творца и так же, как и Он, способны к творческому созиданию – пусть и в бесконечно меньшем масштабе и на ограниченном отрезке времени.
А раз мы творим, то берем на себя ответственность. Иудаизм – это призыв к ответственному поведению! И первый вывод, который надо сделать из этого, – перестать смотреть на себя как на жертву. Смешно полагать, что всё в нашей жизни заранее предсказано и предопределено. Такой взгляд на жизнь и природу человека лишает радости. На эти вещи надо смотреть с гораздо более абстрактных категорий: нашу сущность определяют не происходящие с нами события, а наша реакция на них. Подобных, в чем-то постмодернистских взглядов придерживались и переживший Освенцим выдающийся психолог Виктор Франкл, и основоположник когнитивно-бихевиоральной психотерапии Аарон Бек.
Определение происходящему даем мы сами. Изменив ход своих мыслей – а человек способен на это благодаря гибкости мышления, – мы можем изменить свои чувства и поведение. Дурные мысли действительно часто приходят нам в голову, но существуют способы их изменить. Судьба никогда не бывает неизменной, и именно сила надежды, что вслед за темной полосой начнется светлая, возрождает в человеке свободу и ответственность. А один из способов вновь обрести надежду, уверенность в себе и ответственность – перестать уже кого-то винить: Б-га, начальника, учителя или соседа. И искать все ответы в себе.
Первые люди были изгнаны из рая, когда попытались избежать ответственности. Когда каждый из нас возьмет на себя ответственность и станет в своем деле, в своем локальном вопросе лидером, мы как общество только выиграем. Люди, правда, очень не любят, когда им напоминают об ответственности. Еще больше они не любят тех, кто о ней напоминает. Это, кстати, одна, хоть далеко и не единственная, причина антисемитизма – евреи вечно любят напоминать всем про ответственность! Но необходимо идти на этот риск и неустанно призывать к ответственности, делая тем самым наш многострадальный, но всё же прекрасный мир еще лучше.
Джонатан Сакс