Top.Mail.Ru

ЧП библейского масштаба

07.10.2015

Увидев неподобающую ситуацию, одни трусливо отводят взгляд и проходят мимо, вторые – глазеют и ждут, когда действовать будет кто-то еще. Есть и те, кто обвиняют окружающих в бездействии, но сами не делают ничего. Но всегда есть и те, кто готовы сделать шаг вперед. Именно они меняют ход истории.

В начале книги «Берейшит» рассказываются две истории. Первая – Адама и Хавы. Вторая – Каина и Авеля. И каждая из них повествует о неспособности нести ответственность. Хотя речь вроде идет о разного рода ответственностях. Про Адама и Хаву известно, что они согрешили. А смутившись и устыдившись греха – спрятались. Но лишь для того, чтобы осознать – есть Тот, от кого никуда не спрячешься. И каждый из них отрицал личную ответственность, утверждал, что не виноват. Адам всё валил на Хаву, а Хава – на змея. В результате оба получили наказание и были изгнаны из Ган Эдена.

История про Каина и Авеля, конечно, гораздо трагичнее: размолвка братьев заканчивается первым убийством в истории человечества. Но это совершенно другая история: Каин не отрицает личной ответственности за случившееся, он не говорит: «Это не я». Он отрицает моральную ответственность. «И спросил Г-сподь у Каина: “Где брат твой Авель?” Тот ответил: “Не знаю. Разве страж я брату своему?”». По сути, он заявляет: почему я должен заботиться о ком-то, кроме самого себя? Если в природе не существует морали, то и не существует ответственности как таковой.

Приведенные выше истории – не простые рассказы. В самом начале Торы они раскрывают нам историю сотворения человека и его неспособности нести ответственность.

***

В начале становления Моше в качестве лидера есть известный эпизод, когда он убил избивавшего еврея египтянина. И в тексте Торы есть неоднозначная для понимания фраза: «Он огляделся по сторонам и увидел, что рядом нет людей». Как такое может быть? Строительная площадка, как правило, место открытое. Да еще и в разгар рабочего дня. Там неминуемо должны были быть другие люди. А из дальнейшего повествования Торы мы узнаем, что были евреи, которые знали о совершенном Моше. Откуда они должны были об этом узнать? Следовательно, эту фразу из Торы надо понимать в другом ключе: Моше огляделся по сторонам и понял, что, кроме него, нет людей, готовых вмешаться в происходящее и остановить избиение.

Вообще, это первый задокументированный случай синдрома Дженовезе или «эффекта постороннего», заключающегося в том, что свидетели чрезвычайного происшествия не хотят помогать пострадавшим и считают, что помочь должен кто-то другой. И, кстати, чем больше очевидцев оказалось на месте, тем меньше вероятность, что кто-нибудь из них вмешается в ситуацию.

Социологи провели немало экспериментов, пытаясь выяснить, что происходит с человеком в подобных ситуациях. Одни утверждают, что на поведение человека влияет поведение других свидетелей: раз никто не спешит на помощь жертве агрессии, то ничего страшного и не происходит. Однако ряд ученых считают, что ключевым фактором в подобных ситуациях является размывание ответственности. Каждый из свидетелей уверен, что найдется кто-то другой, который решится сделать первый шаг.

Очевидно, именно это стало причиной всеобщего бездействия в истории про Моше и египтянина. Никто, кроме него, не был готов прийти на помощь. Да и кто на это был способен? Египтяне были рабовладельцами, стали бы они рисковать собой для спасения какого-то еврея? А сами евреи были рабами, и тот из них, кто решил бы помочь своему собрату, заплатил бы за это своей жизнью. И не факт, что спас бы при этом жертву избиения.

Первый шаг сделал Моше. Эта решимость – истинное качество лидера. Лидер – это тот, кто берет на себя ответственность. Лидерство рождается в тот момент, когда мы сменяем пассивность на активность и не ждем, что действовать начнет кто-то другой. Увидев неподобающую ситуацию, одни трусливо отводят взгляд и проходят мимо, вторые – глазеют и ждут, когда действовать будет кто-то еще. Есть и те, кто обвиняют окружающих в бездействии, но сами не делают ничего. Но всегда есть и те, кто готовы сделать шаг вперед. Именно они меняют ход истории.

***

Многие цивилизации основаны на философии принятия. Согласно этой концепции мироздания, люди принимают существование в нашем мире жестокости, страданий, нищеты и боли. Они могут списывать всё происходящее на волю Б-га, законы природы, зловредных политиков или корыстных капиталистов. Но они это принимают. Надеясь, что добро, если оно и есть, придет в будущем мире.

Иудаизм был и остается величайшей религией протеста. Лидерам иудаизма чуждо принятие неотвратимости. Они противостояли самому Б-гу! Можно вспомнить, как Авраам требовал милосердия даже к грешникам и восклицал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» Как боролся Яков с ангелом, или неоднократно менял ход судьбы еврейской истории Моше.

Когда Адам и Хава согрешили, Всевышний обратился к ним с вопросом: «Где вы?» Рабби Шнеур Залман из Ляд, первый Любавичский Ребе, считал, что этот призыв был обращен не только к первым людям на земле, но и ко всему человечеству в каждом из поколений. Где ты, человек? Где твоя ответственность?

Джонатан Сакс

{* *}