Top.Mail.Ru

Опасно быть Б-гом

16.10.2015

Башни-зиккураты были величайшими символами древних городов Месопотамии в половодье Тигра и Евфрата, колыбели человеческой цивилизации. Именно здесь впервые поселились люди, начали заниматься сельским хозяйством и строительством городов. Наряду с изобретением колеса, плуга и первого календаря величайшим открытием Месопотамии стало производство кирпичей. Глину заливали в квадратные или прямоугольные формы, затем высушивали на солнце и обжигали в печи. Прочность материала позволяла возводить всё более масштабные и высокие строения. Таким образом, в Месопотамии и появились зиккураты – многоступенчатые башни-пирамиды, наделенные их строителями религиозным смыслом. Считалось, что эти «священные горы», возведенные человеком, сакральное место, где встречаются небо и земля.

Впоследствии ученые обнаружили по меньшей мере три десятка таких строений. Расшифрованные археологами начертания на некоторых зиккуратах указывают, что главная идея строительства этих сооружений была в том, чтобы «их верхушки достигли неба» – и именно об этом говорится в Торе, что строители Вавилонской башни хотели довести ее до самых небес. Вавилонский зиккурат, о котором рассказывается в Торе, состоял из семи этажей с общей высотой около 90 метров.

История о Вавилонской башне считается одним из ключевых библейских событий, хотя рассказана она всего в девяти строках и представляет собой лаконичный литературный шедевр, поражающий философской виртуозностью. Она вся пронизана инверсиями, игрой слов, иронией и каламбурами. Самый выдающийся из литературных приемов состоит в том, что слова «кирпич» и «путаница» на иврите являются инверсиями. Эти приемы нужны для того, чтобы через них донести сокрытые, на первый взгляд, моральные или духовные идеи. Эта инверсия призвана показать нам, что последствия поступков могут совершенно не совпадать с первоначальными замыслами и намерениями. Например, строители Вавилонской башни хотели собрать всех людей в одном месте, как сказано: «Давайте выстроим себе город, чтобы не рассеяться нам по всей земле», а в итоге как раз оказались разбросанными по всему миру.

***

Примечательно, что в начале текста Торы созданный Творцом мир назван хорошим, причем не единожды, а целых семь раз! В историческом контексте это заявление выглядит экстраординарным. В большинстве своем древние люди считали мир неспокойным местом, полным опасностей, катастроф, голода и стихийных бедствий. Ни одно из этих явлений, правда, не выделялось на общем фоне – как полагали древние, они случались в результате столкновения сил, олицетворяющих спор богов. Религия считалась либо попыткой утвердить власть человека над стихией при помощи колдовства и мифологии, либо мистическим бегством из бренного мира в сокровенное убежище души. Иудаизм же открыл миру удивительное утверждение о том, что мир хорош. Иудаизм как первая монотеистическая религия объяснил, что мир – это не ринг, на котором бьются сотни богов, каждый их которых управляет «своим» природным явлением. Иудаизм показал, что мироздание – это единая комплексная система, у которой есть своя логика и законы – как физические, так и духовные. И если человек сможет разобраться в этой логике, понять законы мироздания, выполнять их и использовать для своего развития, то мир для человека может оказаться очень даже хорош!

Упорядоченная Вселенная представляет собой мир добра, в котором у каждой формы жизни, одушевленной и неодушевленной, а также человека, есть свое место. А жестокость, несправедливость и конфликты по сути своей являются формами хаоса – неспособностью принять целостность всех форм жизни или каждого из людей. Ведь жизнь каждого человека – это целая Вселенная. И не такая уж это абстрактная идея.

В мире мифов, против которого выступает иудаизм, нет никаких границ и разделений. В нем были люди, почитаемые как боги, и боги, похожие на людей, а еще странные зооморфные мифические существа: например, сфинксы – полулюди-полуживотные. Религиозный экстаз в таком обществе зачастую находил свое выражение во время церемоний, участники которых нарушали все возможные границы. Правильнее даже было бы назвать эти церемонии оргиями, в которых всё смешивалось со всем.

Меж тем, идея разделения – одна из центральных в иудаизме. Фундаментальное разделение – между «небом» и «землей» – появляется в первом стихе Торы. А вслед за этим Всевышний отделяет: свет от тьмы, шесть дней работы от шаббата и так далее. Отделяет и упорядочивает. А человек же – смешивает, создавая тем самым хаос и беспорядок, которые неизбежно ведут к катастрофе. И лучший тому пример – как раз история про Вавилонскую башню.

В чем же заключался грех строителей? Сказано в псалмах, что «небеса принадлежат Г-споду, землю же отдал Он сынам человеческим». Это онтологическое разделение является основой основ. Строители Вавилонской башни проигнорировали этот базис и преступили границу между «небом» и «землей». Их стремление «достичь небес» было поистине смехотворно. Они решили, что раз их сооружение высотой в 90 метров, то они их достигли. И Тора высмеяла их. Единственное, что заставляет Всевышнего по-настоящему смеяться, – вид напыщенных людей, считающих себя богами. Но последствия для человечества были совсем не смешные.

***

Один из крупнейших раввинов XIX века, Нафтали Цви Йегуда Берлин, живший в черте оседлости в царской России и предсказавший в своих трудах все ужасы коммунизма, ожидающие страну, считал историю о Вавилонской башне свидетельством первого в истории мира проявления тоталитаризма, при котором власти во имя абстрактных целей сохранения единого государства подавляли любую свободу самовыражения, так как сказано: «На земле был один язык, одно наречие». Опьяненные властью и гордостью, строители Вавилонской башни решили, что уподобились богам и способны сотворить собственный мир, Вселенную в миниатюре. Но и Земли им было мало – они хотели построить себе обитель и на небесах. Эту ошибку впоследствии повторили многие империи, и каждая такая история закончилась плачевно.

В последние десять лет своей жизни у философа Фридриха Ницше помутился рассудок, но незадолго до кончины он увидел страшный сон. Описание его известно: вы наверняка читали рассказ о сумасшедшем, который зажег фонарь в разгар дня и отправился на рынок, где без умолку вопрошал. «Я ищу Б-га! Я ищу Б-га!.. Где Б-г?!» – вскричал он. «Я отвечу тебе. Мы убили Его – ты и я. Все мы – Его убийцы… Б-г умер и останется мертвым. А мы убили его. Где нам, самым ужасным из всех убийц, найти утешение? Всё самое святое и сильное, что только было в этом мире, истекло кровью от наших ножей. Кто смоет с нас эту кровь?.. Не слишком ли велико для нас это деяние в своем величии? Неужели теперь все мы должны стать богами – только для того, чтобы казаться себе достойными содеянного?»

В «Заметках к пересмотру определения культуры», вышедших в 1971 году, американский писатель и филолог Джордж Стайнер отмечает, что смерть Ницше и начало Холокоста отделяет всего несколько десятилетий. Они потребовались для того, чтобы от убийства Б-га перейти к уничтожению Его народа.

Как сказал английский историк лорд Джон Актон, падение, казалось бы, незыблемых Афин – родины демократии и таких великих философов, как Сократ, Платон и Аристотель – стало итогом следования идеи, что «нет законов превыше Государства». Это помутило сознание, ужесточило сердца и исказило восприятие власть предержащих. В результате они жили в каком-то своем, выдуманном мире, и в момент войны и опасности для государства оказались полностью деморализованы, а их поступки – неадекватны ситуации.

Человек может быть человеком, когда Б-г считается Б-гом. Если же человек стремится стать Б-гом, то он просто теряет человечность. Вавилон стал первой и, к сожалению, не последней цивилизацией, начавшейся с утопической мечты и закончившей свои дни в кромешном кошмаре.

Джонатан Сакс
{* *}