Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.11.2015
Эта картина – сон Яакова – стала одним из самых ярких библейских эпизодов. Глубоко в ночи Яаков, спасающийся от пытающегося убить его брата, устраивается в пустыне на ночлег и видит сон. «Он наткнулся на это место и заночевал там, потому что зашло солнце. Он набрал камней, что были там, сложил себе изголовье и лег. И увидел во сне: лестница стоит на земле, а вершина ее достигает небес, и ангелы поднимаются и спускаются по ней, и Предвечный стоит над ними» – вот как описан этот эпизод в Торе. Пробудившийся ото сна Яаков ужаснулся и сказал: «Как страшно это место! Г-сподь пребывает в этом месте, а я и не знал. Это и есть Дом Б-га, это и есть – врата небес!» Но это был не ночной кошмар, как можно было подумать, это было пророчество.
Великие еврейские мудрецы, комментируя этот отрывок, сходились к тому, что таким путем Всевышний установил время вечерней молитвы. А заодно и время начала нового дня. Начать надо с того, что слово ваифга можно перевести с иврита не только как «наткнулся», но и как «взывал» или «просил». Например, в книге пророка Ирмиягу оно употреблено именно в таком контексте во фразе: «Не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй за них, ибо Я не услышу». Следовательно, Яаков не наткнулся на это место, а взывал в этом месте.
Дальше мудрецы обратили внимание на фразу «зашло солнце», и получилось, что Яаков взывал в пустыне к Б-гу в ночи или, по крайней мере, уже вечером. Вместе с тем, про Авраама в Торе сказано, что он «пришел рано утром к тому месту, где накануне стоял пред Б-гом», и таким образом, как известно, была установлена утренняя молитва. Про Ицхака же сказано, что «вышел он под вечер в поле для молитвы», и так была установлена еще одна молитва, которую читают между полуднем и заходом солнца. Фраза же «зашло солнце» в то время, когда Яаков взывал в пустыне, побудила мудрецов на основе схожести ситуаций установить вечернюю молитву.
Вообще, идея, что каждый из праотцов основал свою молитву, – невероятно интересна и перекликается с видимыми из библейского текста различиями в характерах Авраама, Ицхака и Яакова. И каждая из трех ежедневных молитв отражает характер одного из них, историю его жизни, его религиозный опыт.
Авраам олицетворяет утро: он заложил основу и дал начало новому религиозному сознанию. Это должно «открывать» наш день. Ицхак символизирует баланс сил. И это послеполуденное время. Ицхак вроде бы не привносит ничего нового в веру отца, он лишь ее продолжает, как день продолжает утро. Вместе с тем, Ицхак стоек и решителен в отстаивании своей веры, своих убеждений. Он проживает невероятно достойную жизнь, развивая учение своего отца, как день развивает утро, а солнце светит в полдень ярче, чем утром. Яаков же олицетворяет ночь. Всю свою жизнь он был гоним страхом, боролся с Б-гом, другими людьми, самим собой, наконец. Яаков хорошо знал темную сторону этого мира.
***
Авраам начал поиски Б-га. Он стал творческой религиозной личностью – праотцом всех тех, кто продолжил его поиски духовного и отправился в долгий путь, вооружившись лишь верой в то, что тот, кто ищет, – всегда находит. Авраам искал Б-га задолго до того, как Всевышний нашел его.
Молитва Ицхака называется в Торе – сиха, что в буквальном переводе означает «беседа» или «диалог». В любом диалоге участвуют двое – в то время как один говорит, второй слушает, а выслушав собеседника, отвечает ему. Религиозный опыт Ицхака – попытка установить диалог между Небом и Землей, Б-гом и людьми.
Молитва Яакова отличается от молитв его отца и деда. Его молитва творится не в спокойной безмятежности и умиротворенности, в которой молились его отец и дед. Яаков спасается бегством от пытающегося убить его брата, его занимают тяжкие мысли, как сложится его дальнейшая жизнь, как примут его в доме Лавана, к которому он бежит. И эти беспокойные мысли прерывает видение таинственных ангелов на вечной лестнице, ведущей с Небес на Землю и обратно, и стоящего над всем этим Творца. Он буквально «столкнулся» с Б-гом – как каждый из нас может неожиданно встретить знакомое лицо в безликой толпе. Эта встреча состоялась по воле Б-га, а не человека.
Если Авраам олицетворяет наш путь к Б-гу, то Яаков символизирует нашу встречу с ним – внезапную, незапланированную, как видение, голос, зов, который для нас неожиданно раздается и навсегда меняет наше сознание. Как и для Яакова, для нас такое явление сопоставимо с пробуждением ото сна и осознанием того, что «Г-сподь пребывает на этом месте, а я и не знал», как и воскликнул Яаков. Место, в котором мы в этот момент находимся, не меняется. Меняемся мы сами. Он происходит с нами, но исходит не из нас. Просто внезапно мы понимаем – тут пребывает Б-г.
Такие события – как в буквальном, так и в переносном смысле – случаются ночью. Они происходят в тот момент, когда мы остаемся в одиночестве и пребываем в страхе и отчаянии. И обнаруживаем, что наша жизнь полна Б-жественного света в тот момент, когда мы меньше всего этого ожидаем. И понимаем, обретаем абсолютную уверенность, что мы не одиноки, что с нами всегда был и есть Б-г, а мы всё это время были слишком заняты своими делами и не замечали Его.
Именно так Яаков нашел Б-га – не прилагая к этому никаких усилий, в отличие от Авраама; и не в непрерывном диалоге с Небесами, как Ицхак. А просто неожиданно обнаружил себя в Его объятьях. Любой, кто пережил подобное, не забудет о случившемся.