Top.Mail.Ru

С чего начинается Тора

22.10.2001

: border=1 align=left hspace=5 alt="">

Пожалуй, медитации присутствуют в любой духовно-религиозной практике. Но и отличаются они друг от друга так же сильно, как сами эти практики. Медитации в иудаизме так же сильно отличаются от состояний оцепенелости буддизма, как Святая Земля от Тибета.

Для того чтобы глубоко понять суть Каббалы, необходимо хотя бы раз испробовать какие-нибудь медитационные практики на себе. Но как же добиться того "измененного состояния сознания"?

Наиболее сильно связаны с Каббалой хасиды. Посмотрим, что имеется в их арсеналах?..

... "hитбодедут" — одиночество, как весьма приблизительно можно перевести этот термин. Рабби Нахман из Бреслава ввел среди своих хасидов такой метод медитации: надо пойти в лес, желательно ночью, удалиться от людей и там горячо молиться Вс-вышнему, оставшись с ним наедине. На чувствительные хасидские души это должно было производить неизгладимое впечатление...

Производит и сейчас. Один мой приятель учился в бреславской иешиве в Иерусалиме, возле стен Старого Города. Так их приблизительно раз в неделю вывозили на автобусах в парк. Ночью. Там они разбредались подальше друг от друга и предавались молитвам и медитации со всем усердием. Сам я "hитбодедут" не практикую за неимением леса в округе, но по описанию моего друга это дает огромный духовный подъем.

Еще одна методика браславских хасидов — танцы. Но не просто танцы, а до упаду, когда на какой-нибудь праздник, типа Лаг ба-Омера, они продолжаются часами под веселую музыку. На горе Мерон, месте захоронения рабби Шимона бар Йохая, в этот день можно увидеть кружок бреславских хасидов, вовлекающих в свою пляску паломников. Но немало времени нужно протанцевать, пока не достигнешь просветления...

Вы можете сказать, что эта техника не нова. Можете даже вспомнить дервишей Маулави, крутящихся вокруг своей оси до достижения "барака" — проблеска откровения... Согласен, но внешне это так же похоже на танцы бреславских хасидов, как "Реквием" Моцарта на "семь-сорок".

Совсем другой метод применяют хасиды реб Ареле — "Тодот Аарон", "Шомрей Эмуним" и им подобные группы. Они долго молятся... Но как долго! На праздники заканчивают молитвы часа через два после того, как на небе появляются три звезды, свидетельствующие об окончании еврейских суток.

Я бы этот метод не назвал особенно удачным, хотя в отдельных случаях продолжительная молитва (с использованием "каванот", о которых я говорил в статье "Течение мысли") очень даже помогает.

Еще один метод, о котором я твержу вам с самого начала нашего знакомства, — напряженное размышление над каким-либо объектом, который изучает Каббала. Этот метод называется "hитбоненут" — осознание (обратите внимание на корень слова — Бина, Понимание). Хотите достаточно глубоко вникнуть в Каббалу — без "hитобненута" вам не обойтись.

Объектом медитации для "hитбоненута" может служить что угодно. Для начала, например, хорошо использовать буквы еврейского алфавита. Подробные описания этих букв дадут вам обильную пищу для размышлений. (Прошу учесть, что медитация обычно проводится на буквы, написанные "квадратным" соферским шрифтом — таким, которым написаны свиток Торы и вообще все священные тексты).

Возьмем, например, букву "алеф". По гематрии она составляет единицу, и символизирует Вс-вышнего, который "один, и нет Ему другого", как говорит "Сефер Йецира" — "Книга Творения".

По правилам "софрута" — законов о переписке священных текстов — буква "алеф" пишется следующим образом: она состоит из двух букв "йуд" (написанной "нормально" и перевернутой), соединенных палочкой — буквой "вав". Теперь мы можем посчитать гематрию всех "частей" буквы "алеф": йуд, йуд и вав... У вас должно получиться 26! А это — гематрия Непроизносимого 4 буквенного имени Б-га!

При желании можно представить, как на боковых сторонах буквы "алеф" размещаются по 10 сфирот : наверху — мира Брия , внизу — мира Йецира . Или всю систему сфирот расписать по букве... Подобный рисунок есть в книге великого каббалиста раби Моше Кордоверо "Пардес римоним" — "Гранатовый сад". На счастье русскоязычного читателя, он воспроизведен в книге "Аризаль — великий каббалист", вышедшей на русском языке (вообще в этой книге есть масса иллюстраций для медитации).

От буквы "алеф" плавно перейдем к букве "бет". Тут материала для размышлений еще больше — ведь с этой буквы начинается Тора ("Берешит" — в начале). "Бет" по гематрии равняется двум, это говорит нам, что Вс-вышний сотворил два мира — "олам hа-зэ" (наш, материальный мир) и "олам hа-ба" (духовный мир, который, собственно, подразделяется на три мира — Йецира, Брия и Ацилут). То есть всего четыре — именно поэтому в свитке Торы коронка над буквой "бет" состоит из четырех зубцов. Эти четыре зубца (в единственном месте Торы, в других местах коронки состоят из трех или реже двух зубцов) приходят рассказать нам о том, что Вс-вышний сотворил мир посредством своего 4-хбуквенного имени "Йуд-Кей-Вав-Кей". А также "бет" — первая буква слова "браха", благословение. Именно потому Тора начинается с буквы "бет", а не с буквы "алеф", что Вс-ний сотворил мир благословением ("браха"), а не проклятием ("арур").

Если вы пороетесь в книгах, то найдете еще массу материала для размышления. Тут и форма написания букв (например, буква "хет" состоит из двух букв "зайн", соединенных "крышей" — подумайте, что это значит?), и гематрия буквы, и то, какое слово с этой буквы начинается... Например, буква "нун" — с нее начинается слово "нуква" (женщина, имеется в виду сфира Малхут, мир женского принимающего начала) и слово "нефила" — падение, и по гематрии она равна пятидесяти — значит, может символизировать как 50 "шаарей Бина" — "ворот Понимания", так и 50 степеней духовной нечистоты...

И это пока мы говорили только о самом простейшем — о размышлениях над буквами еврейского алфавита! В качестве упражнения попробуйте позаниматься "hитбоненутом" самостоятельно. Я уверен, что во время этого процесса вам в голову наверняка придут интересные и важные мысли.

Есть и более сложные объекты "hитбоненута", предназначенные для хорошо владеющих Каббалой людей.

Недавно в Израиле состоялось событие, которого ждали все каббалисты мира более 700 лет. А именно — наконец-то были выпущены труды рабби Авраама Абулафии, великого каббалиста, в работах которого большое место уделялось медитации. О нем слышали все, профессора писали о нем диссертации... вот только работ его не приходилось видеть почти никому, ибо они в рукописях хранились в библиотеках университетов. Вы о нем можете немного прочесть в книге Гершома Шолема "Основные течения в еврейской мистике", я же за немаленькие деньги приобрел четырехтомник на иврите.

Объектом медитации, которым занимался рабби Абулафия, служили имена Вс-вышнего. А это может быть опасно, если вспомнить, что имена Б-га обладают огромной духовной энергией.


{* *}