Top.Mail.Ru

Полная энциклопедия Еврейской Демонологии

20.02.2003

Душа человека — это истинная частица Б-га

Так утверждает книга "Тания", основополагающий труд хасидизма ХАБАД. Ту же мысль мы можем найти и в других величайших произведениях еврейской религиозной мысли. Однако на протяжении тысяч лет существования еврейской религии людей беспокоили вопросы:

Если Вс-вышний добр, то откуда зло в мире?

Если душа — это часть Б-га, который безгрешен, то как же люди, обладатели души, могут грешить?

Изучением этих вопросов занималась Каббала, а именно тот ее раздел, который изучает "клипот" — силы нечистоты, "скорлупу" материального мира. И хотя в Талмуде, в трактате "Хагига" говорится, что запрещено спрашивать "ма лемата" — "что внизу" (имеется в виду мир "клипот"), еврейские мистики значительно преуспели в решении этих вопросов.

Начнем сразу со второго (по-еврейски, с конца к началу). Почему грешат люди – обладатели безгрешной души? Конечно, они бы этого никогда не делали, если бы не "категоры" — ангелы-обвинители (это те, кто в европейской мистике называются демонами). Их задача – ставить еврея перед «нисайон», испытанием верности Вс-вышнему. Для этого они провоцируют еврея на нарушение заповедей, на время затемняя перед его духовным взором видение Б-га. Потому они и называются "клипот" — оболочки.

Но каково же происхождение самих клипот?

Каббала объясняет это таким образом. Для того, чтобы создать мир, Вс-вышнему пришлось "ужаться" — создать такое место, где бы его присутствие было не так очевидно (конечно, все это слова не следует понимать дословно – понятия «ужаться» и «не очевидно» верны лишь в восприятии творений. Он же остался неизменным). На освободившемся месте был создан мир Ацилут — высший духовный мир... Затем еще серия «сжатий» — и появился наш грубый, материальный мир, именуемый в Каббале Асия (от ивритского слова "лаасот" — преобразовывать). Пропасть между мирами духовными (коих три) и миром материальным — огромна. Соответственно, требуются огромные силы сжатия, чтобы материальный мир не вернулся бы в свое первоначальное состояние — не "растворился" бы в Б-ге. Эти силы и есть "клипот". Вам кажется, что они выполняют негативную функцию, скрывая Б-га от нашего мира? Отнюдь! Таково было желание Вс-вышнего — чтобы обитатели этого мира имели свободную волю (неочевидность существования Б-га дает нам возможность грешить – иначе всем было бы очевидно, что грех — безумие). Причины же этого желания Б-га узнать невозможно — как говаривал первый Любавичский ребе, "мен фрегн ништ кашьес ойфн тайве" (идиш), бессмысленно придираться (докапываться до первопричины) к желаниям.

Хотя в принципе понять можно — говорится в еврейской философии, что "эйн мелех бло ам", "нет царя без народа". Для того, чтобы реализовать свою категорию "царя", Вс-вышнему потребовался кто-то, кто бы ему поклонялся.

В духовные и один материальный мир "энергия" от Б-га поступает по десяти каналам, именуемым "сфирот" (это не от слова "сфера", а от слова "миспар" — число). Однако материальный мир так тяжело удержать от распада, что к "клипот" энергия поступает по 11-ти каналам! Эти каналы называются "антисфирот". Если каналы — сфирот носят имена качеств Б-га ("Милость", "Суровость"), то каналы-антисфирот называются по именам сил, персонифицирующих отделение человека от Вс-вышнего.

Потому благовония, которые воскуривались в Иерусалимском Храме, состояли из 11-ти компонентов — чтобы нейтрализовать злотворное действие 11-ти антисфирот.

Считается, что сфирот и антисфирот связаны друг с другом аналогом "закона сохранения энергии" — количество полной "энергии", посылаемой от Б-га, постоянно, и антисфирот могут забирать свою энергию только от сфирот. Когда отбор энергии слишком велик, то происходит явление, именуемое "hэстер паним" (сокрытие лика) или «галут» (изгнание, географическое или потеря самоидентификации). При этом присутствие Б-га в материальном мире практически не ощущается. Погромы, катастрофы, ужасные стихийные бедствия — все это проявления "hэстер паним", «галут».

Кроме этого, в еврейской демонологии фигурируют так называемые "малахей-хабала", "ангелы-вредители". Это те ангелы, которые подвергают мучениям грешные души в аду (ад, согласно еврейским представлениям, имеет довольно сложную структуру).

Со всем этим мы и хотим познакомить нашего читателя: мир антисфирот и его Владыки, уровни ада и его обитатели, наконец, рядовые черти и народные обычаи, связанные с ними — мысленно встаньте на место Данте, а мы будем вашими Вергилиями.





























































































































































































































































АВРИЕЛЬ Имя его, как могут догадаться знакомые с ивритом читатели, происходит от слова "авера", грех. Он считается управляющим всеми грехами мира. В "Зоhаре" называют его САМАЭЛЕМ НЕОБРЕЗАННЫМ — подразумевая, очевидно, то, что он связан с частью, удаляемой при обрезании. (Интересный момент — сам САМАЭЛЬ, он же САТАН, при этом предполагается обрезанным).
АВРИРОН Один из 12-ти прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет грозовых туч, которые приносят в мир стихийные бедствия.
АГИРОСИОН Этот демон живет в адском зале, именуемом "Офель" — тьма. Отвечает он за смерть первенцев — первых детей в семье (мальчиков). Правда, не в младенческом возрасте, а от 13-ти до 20-ти лет. Как и все еврейские демоны, он несет некую "положительную" (если можно так сказать) функцию: убивает он только тех первенцев, которые в будущем должны сильно согрешить. Он видит на них "признаки" будущего греховного поведения и лишает их жизни, чтобы они попали на тот свет, не отягощенные большим количеством грехов. Откуда такие возрастные рамки? До 13-ти лет — возраста бар-мицвы — ребенок еще не может быть обвинен во грехе, после двадцати человек уже бывал обременен собственной семьей. Вообще, надо учесть, что еврейские первенцы всегда были на особом учете. Связано это с тем, что последней казнью египетской было именно поражение первенцев — египетских, еврейских Г-сподь не тронул. Поэтому все еврейские первенцы считались посвященными Г-споду, и по сей день первенца в семье выкупают у коhэнов (потомков храмовых священников) за 5 священных шекелей (приблизительно 110 грамм чистого серебра). Интересно, что египетских первенцев уничтожал не Агиросион, а "ангел мести Г-сподней", именуемый "перстом Б-жим", по имени Йахх.
АД Согласно еврейской традиции ад разделяется на семь уровней — в соответствии с теми мучениями, которым подвергается душа грешника на каждом уровне. Перечислим их по нарастающей (в данной ситуации самый мощный уровень – низший уровень): ГЕЕНОМ ВРАТА МОЛЧАНИЯ ВРАТА СМЕРТИ ВРАТА ПЕРВОБЫТНОЙ ГРЯЗИ МОГИЛЬНАЯ ЯМА АБАДОН ШЕОЛ В каждом из последующих уровней «огонь» в 61 раз сильнее предыдущего (то есть огонь ВРАТ МОЛЧАНИЯ жжет в 61 раз сильнее, чем врата ГЕЕНОМА). А про огонь ГЕЕНОМА говорится, что он в 61 сильнее, чем земной огонь. Естественно, только в смысле духовных ощущений. Поднесите руку к пламени свечи, а затем представте, что ощущение только от огня ГЕЕНОМА, верхнего уровня ада, должно быть в 61 раз сильнее. Что уж говорить о нижнем уровне — ШЕОЛЕ! Каждый уровень ада имеет глубину в 300 лет пешего хода (это надо понимать в переносном смысле — имеется в виду, что каждый уровень связан с тремя "НЕБЕСАМИ НЕЧИСТОТЫ", о которых мы будем говорить ниже). Мучения в аду могут продолжаться не более 12-ти месяцев. Поэтому в еврейской традиции читать кадиш по усопшему не более 11-ти месяцев. Смысл этого таков — только самые большие грешники пребывают в аду полные 12 месяцев. Не может же быть, чтобы тот, по кому мы читаем кадиш, был самым большим грешником! Каждый из уровней ада имеет своего "руководителя" (работа этого демона обычно заключается в том, что он передает грешные души в руки "МАЛХЕЙ-ХАБАЛА" — ангелов-мучителей — с сопроводиловкой, каким мучениям и сколько времени подвергать каждую душу). Брайта "Гееном" (дополнение к Мишне) подробно описывает устройство ада, где текут огненные реки, а в ШЕОЛЕ также имеются отделения с градом, со снегом, щели, наполненные скорпионами. МАЛХЕЙ-ХАБАЛА попеременно то выставляют души под град, то суют в огненную реку, то запихивают в щели со скорпионами — в зависимости от того, какие им даны указания ДУМОЙ (ДУМА — демон-начальник адской канцелярии). "Книга Ханоха" упоминает также и об отделении в аду, где наказывают отпавших от Б-га ангелов (подробнее см. статью АЗАЗЕЛЬ).
АДМИРОН Один из 12-ти прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет крови, смешанной с водой (отсюда его имя — от ивритского "адом", красный).
АЗАЗЕЛЬ Строго говоря, этого падшего ангела нельзя причислить к демонам, ибо изначально он был создан для блага людей. Но так уж получилось, что АЗАЗЕЛЬ выполнил демоническую функцию. Комментарии к Торе говорят, что после сотворения человека ангелы преисполнились ревностью, поскольку вся Б-жественная любовь была направлена на это создание, и всячески старались очернить человечество перед Вс-вышним. Тогда Г-сподь предложил ангелам облечься плотью (поскольку ангел — это чистый дух и плоти не имеет) и отправиться на землю. Двести ангелов под предводительством АЗАЗЕЛЯ спустились на гору Хермон (отсюда ее название, происходящее от слова "херем", отделение — так падшие ангелы отделились от Б-га). Но вместе с плотью они получили и то дурное начало, которое есть в человеке. Ангелы стали вступать в браки с земными женщинами, и от этих браков рождались великаны. Кроме того, падшие ангелы научили людей таким искусствам и наукам, которых лучше бы им не знать. АЗАЗЕЛЬ научил людей делать мечи и железные ножи, щиты и доспехи, научил людей прорывать шахты, добывать металлы и драгоценные камни, а также научил свойствам драгоценных камней. Так в мире появилась зависть, люди стали убивать друг друга из-за драгоценных металлов и камней. ШАМХАЗАЙ — помощник Азазеля — научил людей колдовству и использованию магических свойств растений. БРАКИЕЛЬ научил людей наблюдать за звездами, то есть привил начатки астрономии, а КОХВИЕЛЬ и ТАМИЕЛЬ научили людей астрологии, САХАРИЕЛЬ — периодам (фазам) Луны. Само по себе оно было не так уж и плохо, но люди все эти знания стали использовать себе во вред. Железными мечами они убивали друг друга из-за драгоценностей, а там, где не помогало оружие — пользовались колдовством и растительными ядами. Дети же, рождавшиеся от ангелов и земных женщин, были великанами. Обладая огромной физической силой, они не имели того нравственного начала, которое было у их родителей-ангелов. Они творили на земле беззаконие, пользуясь силой и колдовством. Им требовалось много пищи, чтобы насытиться, и они отбирали ее у людей, а когда им не хватало пищи, даже питались человеческим мясом, отлавливая путников. Все это привело к тому, что Вс-вышний послал четырех своих ангелов — Уриеля, Михаеля, Гавриеля и Рафаеля — для изъятия падших ангелов с земли и соответствующего наказания их. Каждый из ангелов получил соответствующий срок наказания в аду — кроме АЗАЗЕЛЯ, который остался в этом мире и был заточен в Иудейской пустыне под одной из скал. К этому известному месту, находящемуся приблизительно в трех километрах от Иерусалима, и отсылали козла во время Йом-Кипура ("сеир ле-азазель" — "козел отпущения"). Только козел не жертвовался Азазелю (таково распространенное ошибочное мнение), а сбрасывался с обрыва в том месте, где был заточен в скалах Азазель.
АЛФОФАНИЭШ В еврейской традиции царем всех демонов считается АШМОДЕЙ. Как и полагается царю у него есть царица — ЛИЛИТ (этих демониц существует пара — две сестры, вторая замужем за САМАЕЛЕМ). От этого брака у них есть сын — АЛФОФАНИЭШ, также называемый МЕЧОМ АШМОДЕЯ. Он управляет тысячами демонов, и лицо у него подобно огненному факелу. Основная задача АЛФОФАНИЭША – быть обвинителем против народа Израильского на Высшем Суде, а также чинить евреям всяческие козни, чтобы было потом, в чем их обвинить. Кстати, АЛФОФАНИЭШ называется еще ГУР – звереныш, однако не только из-за того, что он сын АШМОДЕЯ, но и из-за того, что он "митгаре" — ссорится с Израилем. Говорится, что в тот миг, когда родился АЛФОФАНИЭШ, обвинитель Израиля, были созданы три ангела — МАЛХИЕЛЬ, АТУРИЕЛЬ и НЕШРИЕЛЬ — защитники (небесные адвокаты) Израиля. И в миг его рождения был рожден "князь святости" — ангел, именуемый МЕЧ ЦАРЯ МАШИАХА, и у ангела этого есть два имени — Машхиель и Кохвиель.
АНГРИХОН Этот демон стоит на третьем входе в ЗАЛ ТЬМЫ и называется "князем лихорадки". Он управляет всеми болезнями, сжигающими тело, насылает высокую температуру и т.п.
АНТИСФИРОТ В Каббале известно, что Вс-вышний управляет миром с помощью десяти каналов — сфирот, по которым исходит энергия от него в этот мир. Однако для того, чтобы мир не вернулся в исходное состояние — к Вс-вышнему (это подобно тому, как пузырек газа всплывает в воде, или пламя стремится оторваться от свечи), требуются оболочки, окружающие и затемняющие Б-жественный свет. Такие оболочки называются АНТИСФИРОТ — потому что они "оттягивают" свет от настоящих сфирот. Антисфирот существует одиннадцать: ТЕУМИЭЛЬ ТОРНИЭЛЬ КЕНИ ХАСЕР РИК ТАЛЭ СМОЛ ТОРИК ЭРЕВ ВЕ-РИК ТАНИН ЛИЛИТ Вы, конечно, обратили внимание, что если сфирот имеют названия качеств Вс-вышнего (например, Хесед — милость Б-га, Гвура — суровость Б-га), то АНТИСФИРОТ носят как бы "личные", независимые имена. Это выражает идею "эстер паним" — "сокрытия лица" Б-га, каждая АНТИСФИРА как бы независима и имеет самостоятельное существование. Однако это опровергается наличием в названиях многих АНТИСФИРОТ производных от слова "рек" — пустой. АНТИСФИРОТ сами по себе пусты, свет по ним не идет, и они могут только отсасывать его от сфирот.
АРИРА Нечистый дух, обитающий в четвертом зале ада. У него под началом несколько десятков тысяч ангелов-мучителей, называемых "АРИРЕЙ ЙОМ", "проклинающие день". Они делают так, что люди в порыве гнева проклинают сами себя клятвами, которые люди дают в гневе. "Проклинающие день" берут эти клятвы и представляют их перед высшим судом, и пробуждают этим "ПРЕДВЕЧНОГО ЗМЕЯ", "Левиафана – змея извивающегося". А тот, в свою очередь, пробуждает проклятия, написанные в Торе. Также "АРИЕЙ ЙОМ" в предшествующей приходу Машиаха битве между ЛЕВИАФАНОМ и ДИКИМ БЫКОМ пробудят ЛЕВИАФАНА.
АРИРОН Один из 12-ти помощников САМАЭЛЯ, полный зла (корень слова "АРИРОН" — метатэза ивритского "ра", зло).
АСКАРА Демон, находящийся у четвертого входа в зал Мрака. Управляет убийством и смертью. Это понятие связано с тем, что из 918-ти видов смерти, известных Каббале, самым тяжелым считается смерть от болезни, именуемой "аскара" — дифтерит. Талмуд говорит, что при дифтерите душа выходит из тела так же тяжело, как застрявший репейник выходит из хлопка. АСКАРА управляет также смертью младенцев. Считается, что он имеет вид женщины-кормилицы, играет с младенцами, дает им молоко и незаметно душит. АСКАРЕ противостоит ангел Азриель, находящийся в третьем зале святости.
АСТИРИЯ Один из князей уровня ада, называемого "БЕЕР ШАХАТ", "Могильная яма". Он управляют людьми, допускающими бесполезное пролитие семени. Посланные им ангелы-мучители появляются в этом мире, захватывают проливаемое напрасно семя, и из него получают питание силы нечистоты.
АТУРИЕЛЬ Говорится, что в тот миг, когда родился АЛФОФАНИЭШ, обвинитель Израиля, были созданы три ангела — МАЛХИЕЛЬ, АТУРИЕЛЬ и НЕШРИЕЛЬ — защитники (небесные адвокаты) Израиля.
АФРИРА Злой дух из зала ВРАЖДЫ (ЭЙВА). Он управляет бесплодной землей (отсюда его имя — от слова "эфер", прах земной). АФРИРА тесно связан со ЗМЕЕМ ИЗВИВАЮЩИМСЯ — ведь именно прах земной, согласно Торе, был положен в пищу змею, соблазнившему Адама и Хаву. АФРИРА делает так, чтобы земля не плодоносила. Однако в еврейской традиции даже самые вредные персонажи могут нести в себе полезные свойства – и АФРИРА связан с той землей с пола Иерусалимского Храма, которую замешивают в воду, даваемую выпить "соте" — женщине, подозреваемой в супружеской неверности.
АФРИРОН Один из 12-ти помощников САМАЭЛЯ, имеющий цвет пепла ("афар"). С АФРИРОЙ они не родственники и даже не однофамильцы, так как АФРИРА начинается на букву "алеф", а АФРИРОН на букву "айн", и только из-за несоответствия русского и ивритского алфавитов они оказались рядом.
АШМАЙ Демон, называемый "старым и глупым царем". Имеет зеленый цвет, хотя и называется по-другому "Лаваном-арамейцем". Лаван — тесть праотца Якова, который хотел оставить его навеки в Месопотамии (тогда бы не смог развиться еврейский народ). С тех пор Лаван в иудаизме связывается с силами клипы — нечистоты. АШМАЙ заставляет людей делать глупости, за которые они потом жестоко платятся. Уже говорилось о том, что силы нечистоты противостоят силам святости. АШМАЙ противостоит сфире Хесед, Милость Б-га, которая символизируется Авраhамом-авину, «дедушкой» еврейского народа. Противовес ему — старый, но глупый АШМАЙ. Сфира Хесед также символизируется белым цветом (лаван) — противовес этому АШМАЙ, он же "ЛАВАН АРАМЕЕЦ" (тут мы сталкиваемся со смысловой игрой слов: цвет "лаван" (белый) — имя Лаван).
АШМОДЕЙ Один из любимейших персонажей еврейского фольклора. С его именем связано множество легенд, все из которых привести здесь не представляется возможным. Есть несколько версий происхождения имени АШМОДЕЙ — либо от персидского выражения "аишма дэва", переводимого как "гневливый демон", либо от ивритского слова "шмад" — уничтожение. Возможно, верны обе версии, так как в иудаизме имена обычно несут большую смысловую нагрузку. АШМОДЕЙ традиционно считается царем чертей. Он многое знает, многое умеет, и недаром именно его захватил в плен царь Соломон для помощи в постройке Первого Храма. АШМОДЕЙ подсказал царю, где достать камень, именуемый "шамир" (поскольку железом обрабатывать материал для постройки Храма было запрещено). В сегодняшнем иврите шамиром называется корунд. По другой версии, шамир — это червь, могущий прогрызать камни. АШМОДЕЙ также передал Соломону колдовскую книгу, именуемую "Книгой Ашмодея" (ссылки на нее встречаются в "Зоhаре"). Оригинал этой книги утерян, но я видел ссылки на нее в современной магической литературе — значит, где-то эта книга еще существует, хотя возможно, и в не вполне адекватном переводе. После постройки Храма АШМОДЕЙ хитростью сумел освободиться и забросить царя Соломона на край света, а сам сел на его трон. После возвращения Соломон сумел доказать свои права на престол и отправить АШМОДЕЯ обратно в преисподнюю. Эта легенда в переносном смысле используется еврейской сектой "Нетурей Карта", которые говорят, что АШМОДЕЙ до сих пор сидит на троне царя Соломона (недвусмысленный намек на нынешних руководителей еврейского государства). В легендах АШМОДЕЙ, вопреки своему страшному имени, часто помогает евреям, вольно или невольно выступая на их стороне. Помогает совершенно бескорыстно, так как иудаизм, в отличие от христианства, не признает вечного пребывания в АДУ (мы уже говорили о максимальном сроке — 12 месяцев), и о "продаже души" АШМОДЕЮ и речи быть не может. АШМОДЕЙ женат на ЛИЛИТ АЛИМТА, злом духе, имеющем вид красивой женщины, у них есть сын АЛФОФАНИЭШ, о котором мы уже говорили, а также у АШМОДЕЯ есть тесть и теща — родители ЛИЛИТ АЛИМТА, МЭИТБАЛЭЬ и КАФЦИФОНИ. Легенды говорят, что САМАЭЛЬ заглядывается на красивую жену АШМОДЕЯ, из-за чего тот ревнует. В общем, все как у людей.
БАДАРГУН В писаниях Аризаля упоминается демон по имени БАДАРГУН. Если человек ударит этого демона один раз, то демон умирает, если два раза — то демон выживет, а умрет ударивший его человек. Этот демон, согласно легенде, совершенно плоский, он имеет 50 голов и 56 сердец. Он "высасывает" святость изо всех букв еврейского алфавита, кроме букв "мем" (открытой и закрытой) и буквы "тав". Обратите внимание — обе эти буквы составляют слово "мет", мертвец. БАДАРГУН может представляться маленькой собачкой, или котом, или полевой мышью. Он считается демоном, насылающим различные болезни. Намеки, заключенные в описании этого демона, настолько сложны и многообразны, что требуют слишком пространного объяснения. Особо интересующихся можем отослать к сборнику "Ликутей Шошаним" великого каббалиста рабби Шимшона из Острополи.
БЕhЕМОТ Одно из демонических животных, упоминаемых в "Книге Иова". Слово БЕГЕМОТ — множественного числа (одно животное — "беhема", много — "беhемот"), то есть, по размеру один зверь равен многим. Вот как описывает БЕГЕМОТА "Книга Иова": "Вот бегемот, которого я создал, как и тебя; траву как вол, он ест. Вот, сила его в чреслах его и мощь его в мускулах живота его. Вытягивает хвост свой, подобно кедру; жилы бедер его сплелись. Остов его – трубы медные; кости его — как прут железный. Он — начало творений Б-жьих; только сотворивший его может приблизить к нему меч свой. Ибо горы приносят ему корм, и все звери полевые играют там. Под лотосами он лежит, под тростником и в болоте укрывается. Лотосы покрывают его своею тенью, окружают его ивы ручья. Вздуется ли река — не страшно ему; останется спокоен, хотя бы Иордан устремился в пасть его. Кто ухватит его возле глаз, багром пробьет ему нос?" В хасидизме считается, что БЕГЕМОТ символизирует животное начало в человеке.
БЕХАМИРОН Один из 12-ти помощников САМАЭЛЯ. Имеет черно-серый цвет — цвет кожи бегемота. Бегемот как грозное животное упомянут еще в Книге Иова, однако почему этому болотному толстяку приписывают демонические качества — неизвестно.
БРАКИЕЛЬ Помощник АЗАЗЕЛЯ — научил людей наблюдать за звездами, то есть привил начатки астрономии.
ГАМАЛИЭЛЬ Обитатель девятого зала нечистоты. "Пьет", то есть высасывает энергию из мира сфирот, как верблюд ("гамаль") пьет воду, за что и получил свое имя. Способен предсказывать будущее. Если получает энергию из мира клипот, то носит имя НАХШИЭЛЬ, и управляет змеями, пугающими людей.
ГЗАР ДИНА Обитатель зала ВРАЖДЫ. Управляет теми, кто не сделал обрезание без уважительных на то причин, а также теми, кто не позаботился о том, чтобы сделать обрезание своим детям. Попавшие на тот свет души сразу утаскивает в ШЕОЛ — нижний уровень ада — и там уже судит.
ГИМГЕМИЯ Находится в зале нечистоты, именуемом ПУСТАЯ ЯМА (связано с описанием ямы, куда был брошен Иосеф — "яма пуста, нет там воды, а есть там змеи и скорпионы"). Демон этот имеет цвет красный, как роза. Он управляет грязными, непристойными словами, ругательствами. Особая его забота — мешать молитве, делать так, чтобы человек во время молитвы заикался ("легамгем" на иврите) — отсюда и его имя.




{* *}