«Шват не брат!» — говорили старые хасиды, жившие еще в Союзе.
Шват — самый холодный зимний месяц, «нижняя часть» колеса года и лишь
15 швата, на Новый год деревьев, год начинает поворачиваться в сторону светлой своей половины. Нееврейская астрология обычно называет знак, соответствующий месяцу
шват, Водолеем, хотя на самом деле он называется дли, что в переводе означает «ведро» или «черпак». Средневековая астрология управителем Водолея считала Сатурн, теперь же установлено, что им совместно управляют Сатурн и Уран.
Некоторые каббалисты (например, рабби Цви-Элимелех из Динова) считают знак Водолея покровителем еврейского народа. Связь и впрямь очевидна — в символике Каббалы вода символизирует Тору, а в Торе заключена духовная сущность евреев.
Есть и более глубокий смысл:
гематрия (числовое значение) слова
дли равна 44 (далет=4 + ламед=30 + йуд=10), что соответствует гематрии слова
дам (кровь), а также гематрии «раскрытия имени»
алеф-hей-йуд-hей — высшего имени Б-га, соответствующего сфире
Кетер. Если мы запишем это имя таким способом:
Алеф
Алеф-hей
Алеф-hей-йуд
Алеф-hей-йуд-hей (это называется «раскрытием» имени, показывающим распространение Б-жественной силы), то получим общую гематрию, равную 44.
О чем говорят эти цифры? Они прослеживают связь между наиболее высоким именем Б-га, кровью (плоть и кровь — уникальные свойства нашего, материального, мира) и месяцем
шват. А это, в свою очередь, иллюстрирует цель Всевышнего — создать жилище в нижних мирах. Полностью же Его раскрытие проявляется в «нижней половине года».
Каббалистическая книга
«Сефер Иецира» связывает месяц
шват (и, соответственно, знак Ведра–Водолея) с ивритской буквой
цади. Эта буква связана с понятием праведности —
цадик на иврите означает «праведник». Кроме того, гематрия этой буквы равна 90, что соответствует «стеканию» Б-жественного света (
ор яшар) с девяти высших сфирот (каждая из которых состоит из 10 «маленьких») в сфиру
Малхут, олицетворяющую царственную волю Всевышнего.
Кроме того,
«Сефер Иецира» связывает месяц
шват (и, соответственно, букву
цади и знак Водолея) с желудком. Желудок, с точки зрения Каббалы, явлется местом обработки внешней информации. Правда, информации не высшей (духовной), а низшей — (материальной). Это соответствует духу месяца перигея «низшей» половины, года. Однако эта «низость» совсем не является окончательной и бесповоротной, — переваренная пища дает нам силы для духовного роста. Так и рожденные в месяце
шват из наблюдений за материальным миром способны делать глубокие духовные выводы.
Качества Водолея могут быть выражены такими словами, как движение, ясность, откровение, озарение и оригинальность… Рожденные в месяце
шват зачастую проявляют независимость и анархию в поведении, им свойственны неожиданные мысли, идеи. Часто случается, что эти качества «уводят»» их от реальной действительности, отчего эти люди могут быть гениальными и непрактичными одновременно. В
швате часто рождаются ученые, философы, детективы, а также астрологи.
Некоторые каббалисты считают знак Водолея покровителем еврейского народа. Связь и впрямь очевидна — в символике Каббалы вода символизирует Тору, а в Торе заключена духовная сущность евреев... |
Главный праздник этого месяца — Ту Би-шват, 15 швата,
Новый год деревьев. Обратите внимание: Новый год приходится не на начало, а на середину месяца. Почему так? Аллегорически Каббала описывает Ту би-Шват как время, когда «смола начинает подниматься в стволы деревьев». Имеется в виду, что
ор хозер, отражаемый свет, начинает подниматься в
древо сфирот. Интересно отметить, что на середину месяца, 15 число, приходится полнолуние — апогей отражения Луной солнечного света. Естественно, в отражении этого света можем принять участие и мы — исполняя заповеди Творца и, в том числе празднуя Ту би-шват.
Рабби Хаим Виталь, ученик Аризаля, описывает, принятый в среде цфатских каббалистов обычай празднования Ту би-швата. Что бы понять его, следует знать, что скорлупа или несъедобная кожура, скрывающая плод, на иврите называется
клипа — оболочка, символ зла, сокрытия Б-жественных сил. Плод символизирует добро, раскрытую Б-жественность. Таким образом, полностью съедобный плод олицетворяет полное, не сокрытое добро, тогда как плод с несъедобными семечками — добро, в котором потенциально присутствует зло, а плод, покрытый
клипой, — добро, до которого нужно уметь докопаться.
По этому обычаю на Ту би-Шват пробовали 30 видов плодов.
10 — съедобных целиком (например ягоды или овощи). Они соответствуют десяти сфиротам мира
Брия, где
клипот практически отсутствуют.
10 — у которых съедобна лишь наружная оболочка, а косточку выбрасывают (яблоки или персики). Такие плоды соответствуют миру
Иецира, где
клипот имеются в зачаточном состоянии.
И, наконец, 10 — у которых съедобна только внутренняя часть, а скорлупа выбрасывается (например, орехи или апельсины). Эти плоды символизируют мир
Асия — наш материальный мир, в котором искры святости целиком покрыты «скорлупой»
клипот.
Существует глубокая связь с диаметрально противоположной точкой года —
15 ава. Если
15 ава было одним из самых больших праздников в году, наряду с Йом-Кипуром, то
15 швата не праздновалось вообще (люди лишь отделяли
маасер, десятину, от плодов).
Однако если посмотреть не только на актив этих двух праздников, но и на присутствующий в них потенциал, то картина предстанет в несколько ином свете.
15 ава — вершина года, однако после него «колесо» идет вниз. Ту би-Шват — нижняя точка этого колеса, но после него год все же «идет» вверх.
Интересный факт:
15 ава, крупнейший праздник времен Храма, эпохи открытых чудес, проявлявшихся в материальном мире, сегодня не празднуется. Зато Ту би-Шват, неприметный, но обладающий высоким потенциалом, превратился в один из любимейших праздников еврейского народа во время
галута, изгнания. Это означает, что хотя на уровне очевидного наше время и не самый лучший духовный период для еврейского народа и мира в целом, современная эпоха, тем не менее, обладает громадным потенциалом подъема. После низшей точки колесо идет вверх!
Воспользуемся?