Top.Mail.Ru

Каббала и сны

04.09.2003

«Если человека хотят наказать с Небес, то долгое время не посылают ему снов», — говорится в «Брахот», первом трактате талмуда. Это знак: с ним «не хотят разговаривать» — ни о хорошем, ни о плохом.

Не слишком продвинутому «путешественнику по тропам иудаизма» поначалу бросается в глаза непреодолимая гора парадоксов.

ПАРАДОКС В ПОДХОДЕ

Сны занимают важное место в Торе, но, тем не менее, иудаизм не придает им большого значения.

Великий каббалист рабби Хаим Виталь, ученик Аризаля, составил целую книгу — «Сефер hа-Хизийонот», что можно вольно перевести как «Книга видений», обсуждающую тему значения снов. А один из мудрецов эпохи талмуда рабби Шмуель, когда видел дурной сон, говорил: «Сны — пустое!», — когда же ему снилось хорошее, та же фраза звучала в его устах уже с оттенком вопроса: «[Хм...] Сны — пустое?».



ПАРАДОКС В ТОЛКОВАНИИ

Может ли простой смертный обладать даром толкования сновидений?

Вспомним о Йосефе, сыне праотца Яакова, который в темнице толковал сны слугам фараона: виночерпию и пекарю. Пекарю приснилось, что у него на голове стоят корзины с выпечкой и ее клюют птицы. Йосеф растолковал это следующим образом. Птицы боятся живых людей, но не мертвых. Раз птицы безнаказанно клюют крошки с твоей головы, это значит, что ты уже почти мертв. Тебя повесят. Так оно и случилось… Виночерпию привиделось, будто он самолично выжимает гроздь винограда и подает ее фараону. Йосеф верно растолковал и этот сон — начальник виночерпиев будет помилован фараоном, и, хоть и с понижением — простым виночерпием, — все-таки вернется во дворец.

Впрочем, есть и другое мнение. Рабби Менахем Мендл из Коцка, один из величайших хасидских лидеров, в сновидения не верил, и любил цитировать изречение мудрецов талмуда: «Как растолкуешь сон, таким он и будет».

Если так, то почему же Йосеф решил растолковать сны пекаря и виночерпия по-разному? Неужели один из них был дорог ему более другого?! Получается, что он хотел, чтобы смерти избежал именно виночерпий (как лицо, близкое к фараону, подающее ему чашу лично в руки, — А.Р.).

ПАРАДОКС В ЗАКОНЕ

Парадокс существует и в hалахической литературе . С одной стороны, существует понятие таанит халом (пост, нейтрализующий последствия дурного сна); с другой — многие знатоки еврейского закона рассматривают этот пост, скорее, как способ успокоить излишне впечатлительных людей, нежели действующее средство.

ПАРАДОКС В КАББАЛЕ

Противодействовать ночным кошмарам можно, прочитав перед сном крият шма ал-hа-мита — комплекс, состоящий из молитвы «Шма Исраель» и сопутствующих ей отрывков из ТАНАХа (этот текст можно найти в каждом молитвеннике).


На поверхностный взгляд, противоречия присутствуют и в каббалистическом подходе. С одной стороны, существует такое средство, как шеелат халом — просьба о [получении ответа во] сне. Если вы желаете получить ответ «с Небес» на волнующий вас вопрос, то непосредственно перед сном следует прочитать особую молитву. Ответ придет во сне.

В эпоху средневековья раввины нередко прибегали к этому методу, когда не могли найти логического разрешения своих сомнений. Один венский раввин даже составил целый сборник ответов, которые пришли к нему во сне — «Респонсы с неба». С другой стороны, ответы во сне имеют силу лишь в качестве эмоционального балласта — поступки на них не основываются.

ПРАКТИКА ПАРАДОКСА

В наше время большая часть еврейского народа разрешила для себя эти противоречия. Одни, полагаясь на мнение таких мудрецов, как Раши, Бен Иш Хай и р. Нахмана из Бреслава, приобретают популярную книгу «Сод питарон халомот» («Тайна толкования сновидений»). Другие, присоединяясь к рационалистическому мнению доктора РАМБАМа, скептически качают головой.

А теперь, после того, как я вас окончательно запутал, попытаемся разобраться вместе!

Согласно Каббале, сны бывают трех видов:

1. Сны как следствие дел и мыслей прошедшего дня.

2. Кошмары, вызываемые особым злым духом, стоящим над кроватью. Во время «легкого сна» он «нашептывает» на ухо человеку страшные вещи. Насколько я понимаю, «легкий сон» — это то, что сейчас называется «фазой активного сна». Противодействовать этому можно, прочитав перед сном крият шма ал-hа-мита — комплекс, состоящий из молитвы «Шма Исраель» и сопутствующих ей отрывков из ТАНАХа (этот текст можно найти в каждом молитвеннике).

3. И, наконец, сны, посылаемые Всевышним через Своего ангела. Таким способом до человека доносятся знамения свыше.

Каббала считает «истинный сон» (сон третьего вида) одной шестидесятой частью пророчества.

Однако не стоит забывать и высказывание талмуда: «Сон — одна шестидесятая часть смерти» (можно предположить, что здесь подразумевается второй вид — сны, нашептанные злым духом, — р.Й.Х. ). Каким же образом сон связан со смертью? Когда мы спим, большая часть души покидает тело и оно в малой дозе принимает нечистоту смерти. А когда просыпаемся, то душа возвращается в тело и «дух нечистоты» удерживается лишь в кончиках пальцев. Поэтому существует обычай нейгл васер (вода для ногтей). Сразу же после пробуждения, не опуская ног на пол, омывать руки водой, с вечера оставленной возле кровати (вода становится духовно нечистой, поэтому омовение совершают над специально приготовленной для этого емкостью).

Таким образом, сон может быть, с одной стороны, частью смерти, но, с другой — малым пророчеством!

(Продолжение следует)

Александр Рыбалка

{* *}