Галилея (север Израиля) изобилует могилами праведников, известных мудрецов времен Мишны и Талмуда, персонажей
книги «Зоhар». Однако мало кому известно, что до времен Аризаля большинство этих захоронений были безымянными. Именно этот великий каббалист открыл, кому принадлежат те или иные могилы — иногда в результате расследований, иногда благодаря пророческому дару. Случалось и так, что информация об этом открывалась во сне его ученику, рабейну Хаиму Виталю.
Надо сказать, что Хаим Виталь учился у Аризаля всего два года. Однако этого оказалось достаточным, чтобы впоследствии написать восемь томов «Китвей Ари», в которых излагается учение о
сфирот. Мало того, в
«Сефер Хезьонот» («Книге видений») р. Хаим Виталь утверждает, что Аризаль после своей смерти часто являлся ему во сне, чтобы дополнить что-либо из своего учения.
«Во вторую ночь Рош hа Шана, — пишет реб Хаим Виталь, — мне приснился мой покойный учитель [Аризаль. —
А.Р.]. Он сказал: “Я хочу тебе поведать, почему царь Давид так сожалел о своем первом сыне от Бат-Шевы, умершем в младенчестве. Этот ребенок умер еще до того, как ему успели присвоить имя. В дальнейшем душа его переселилась в Нехемью [пророк и вождь еврейского народа времен выхода из Вавилонского пленения. —
А.Р.]. В результате того, что ребенок умер безымянным, имя Нехемьи упоминается только в паре с Эзрой [другим лидером того же периода. —
А.Р.]”».
Впрочем, не только к Хаиму Виталю, своему любимому ученику, являлся во сне Аризаль. Однажды он пришел к рабби Моше Ахи (который тоже был одним из его учеников), чтобы рассказать о тайне благословения
Рефаейну («Лечи нас, Г-сподь, и излечимся…», — из молитвы
Амида). Значение
рофе («врач» на иврите) в гематрии равняется 288 (гематрия включает колель. — см. материал
«Число и буква»). Причиной же всех болезней являются
РаПаХ ницоцот, «288 искр святости»
, упавшие в клипот
… При прочтении благословения следует мысленно просить Б-га о том, чтобы Он, в роли Врача смягчил 288 искр святости — это поможет изцелению больного.
(Здесь следует пояснить подробнее.
Мир состоит из 10 сфирот — мы о них уже говорили. В каждой из сфирот содержатся 32 пути распространения мудрости. «Искры святости» и есть возможные пути действия сфирот. Таким образом, изначальное количество искр святости равнялось320. В результате швират келим (разбития сосудов), об этом понятии мы поговорим в дальнейшем, лишь 32 искры остались неприкосновенными, а 288 «упали», перемешались с клипот — материальными оболочками. Наша задача как евреев — «извлечь» искры из кожуры, использовать смесь материального и святости на добрые цели. Что мы и делаем, исполняя заповеди и используя материальные предметы для духовных надобностей. А с приходом Машиаха «из искры возгорится пламя», во что верил еще Владимир Бланк…)Хаим Виталь, услышав этот сон, добавил:
«Число 288 зашифровано в благословении
Рефаейну еще в одном месте! Первые буквы слов
Рофэ холей амо Исраель (исцеляющий больных народа своего, Израиля) также составляют 288…»
. Эта история, наравне с другими, попала в
«Книгу видений».
Как трактовать этот сон? Допускаю, что душа Аризаля действительно явилась во сне своему ученику, чтобы подсказать верный ход мысли. С другой стороны, очевидно, что реб Моше в течение дня много думал о гематриях и
каванот (духовном наполнении слов молитвы). Так, может, этот сон — следствие головоломки, над решением которой он бился в течение дня? Возможно, мозг каббалиста в полуночной дреме сам произвел эти вычисления?
Такое часто бывает! Помню, меня долгое время мучил вопрос — когда нужно произносить благословение, накладывая
тфиллин. В момент, когда продеваешь руку в петлю или когда начинаешь наматывать ремни?.. Несколько дней я размышлял над этим, пока, наконец, не увидел во сне:
последние слова благословения следует произнести в тот момент, когда узел
тфиллина (в форме буквы
йуд) касается коробочки. Этот момент символизирует единение духовного и материального. Узел в форме буквы
йуд символизирует четырехбуквенное имя Б-га, начинающееся этой буквой, а коробочка тфиллин называется
баит («дом» на иврите) — а разве не домом служит для нас материальный мир?
Естественно, я никому не собираюсь навязывать свой сон в качестве hалахического постановления, но для себя сделал из этого соответствующие выводы.
***До сих пор мы говорили о снах, которые, в принципе, могли являться результатом неконтролируемой деятельности мозга — дескать, человек все время думает о Каббале, и ему в конце концов снятся гематрии и души пророков и праведников. Однако следующая история заставляет задуматься: в самом деле, а не посылаются ли нам сны с небес?
Историю эту я слышал от известного сефардского раввина Хаима Пинто, в честности которого не могу усомниться даже на миг. А произошла она с его дядей, равом Даhаном, и дедом, которого тоже звали рав Хаим Пинто.
Итак, перенесемся мысленно в Северную Африку, в Магриб. Один богатый еврей, торгующий
этрогами , ехал с караваном к городу, где жил рав Даhан, сын великого каббалиста рава Хаима Пинто (деда. — А.Р.), к тому времени уже покойного. Неожиданно на караван напали бедуины-разбойники. Купец в страхе дал обет: если удастся спастить, пожертвую 500 золотых монет на синагогу рава Даhана — огромная по тому времени сумма! Буквально чудом караван спасся (как — об этом история умалчивает). Приехав в город, купец начал раскаиваться в своем опрометчивом обете. Он решил: «Пожертвую-ка я меньшую сумму, а перед Рош hа-Шана сделаю hатарат недарим — обряд освобождения от обетов!».
Ночью раву Даhану приснился его отец, рав Хаим Пинто, который повелел ни в коем случае не брать от купца меньше пятисот монет!
Наутро купец пришел в синагогу, принес в подарок раву Даhану пять хороших этрогов и сто золотых монет. Рав с благодарностью принял этроги, а от денег отказался.
— Я не возьму меньше пятисот монет! — сказал он.
Купец побледнел. Он пробовал постепенно повышать сумму, но рав был непреклонен: если хочешь дать пожертвование — давай 500 монет и точка.
Наконец купец скрепя сердце вручил раввину 500 монет, обещанных по обету. Рав тут же, на месте, отдал купцу деньги обратно и сказал:
— Лучше вообще не давать обетов, чем давать, а потом отказываться от них. Я это сделал для того, чтобы на тебе не висела тяжесть неисполненного обета.
История вполне в духе Коэльо — вот только произошла она совсем недавно, перед Второй мировой войной. И из нее мы видим, как человек узнает во сне что-то такое, чего не мог бы узнать другим путем.
***
Существуют обычаи и правила, связанные со снами. Однажды мне приснилось, что я стою возле оhэля (небольшого здания, возведенного вокруг могилы) Любавичского ребе. Рядом, как водится, еще несколько хасидов (там всегда много народу). Вдруг дверь оhеля открывается, и оттуда выходит живой ребе Менахем-Мендл!
— Сейчас я буду принимать хасидов на йехидус, — сказал Ребе. (Йехидус – это беседа хасида и ребе с глазу на глаз.) — Сначала зайдешь ты, — он указал на одного парня, — а потом ты.
При этих словах Ребе посмотрел на меня и коснулся моего солнечного сплетения. Во сне я явственно ощутил его прикосновение! Молодой хасид зашел с Ребе в оhель, а за мной выстроилась очередь. Я стою, очень довольный: как-никак, я второй, и мне точно удастся поговорить с Ребе! Хасид вышел, я зашел в оhэль… но там… уже было пусто. Во сне я очень обиделся на Ребе — в конце концов, мог бы меня принять… Потом я рассказал о своем сне старым хасидам, и они сказали, что если бы я зашел на йехидус — скорее всего, вскоре оказался бы «в мире истинном».
Традиция говорит, что если вам снится умерший и хочет что-то дать — ни в коем случае нельзя принимать эту вещь, иначе отправитесь вслед за ним. Но разве во сне уследишь за своими действиями!?
Вот что рассказывает реб Хаим Виталь в «Книге видений»:
Однажды он делал шеелат халом по поводу Каббалы. И во сне увидел одного из учеников Аризаля, своего соседа, рава Авраhама Леви. Тот сидел на подоконнике. Он поздоровался с Хаимом Виталем и сказал:
— Я хочу научить тебя нескольким тайнам, касающимся исполнения заповеди тфиллин.
— Если хочешь, я тебе расскажу около 80-ти тайн тфиллин, большинство из которых ты не слышал! — ответил реб Хаим и рассмеялся.
Тогда гость начал говорить и сказал несколько поразительных вещей, после чего встал и собрался уходить.
— Почему ты уходишь? – спросил реб Хаим.
— Ты же меня звал, я пришел, сейчас вижу, что ты не хочешь со мной говорить, так я пойду своей дорогой, — ответил гость.
Только тут реб Хаим понял, что это был пророк Элияhу! Но было уже поздно. Реб Хаим только успел спросить, сможет ли он написать комментарий книге «Зоhар».
— Не сможешь, пока не придет время, — ответил Элияhу и исчез.
И хотя потом реб Хаим Виталь написал много книг, комментария к «Зоhар» он так и не создал…
(Окончание следует)