Фразы примерно такого содержания появились на страницах новостных ресурсов. Что тут сказать?.. Не является ли это логическим продолжением благородных начинаний неокаббалистов?
На самом деле, история нашего народа, к сожалению, знает не один подобный случай. Тенденция очевидна. Отколовшиеся и, естественно, не принятые евреями «еврейские» секты начинают обвинять евреев в грехе неверия в «истину». Так поступали многие: Корах (раскольник времен Моше, Моисея) и Цадок (основатель секты цдуким, саддукеев), христиане и саббатианцы.
Следующие этапы — тотальное отмежевание от Торы и ее народа. И, если получится, создание новой религии. «Если получится» в данном случае означает: получит ли секта массовую поддержку «простых людей».
В случае с данной сектой многое зависит от нас с Вами, уважаемый читатель. Будем ждать или как?
Приведу уместные в данном вопросе слова, написанные раввином Ишаей Гиссером: «Для окраски есть замечательное средство "Титаник".
Получено с таможни. Контрабандный товар.
Не смывается ни холодной, ни горячей водой,
ни мыльной пеной, ни керосином.
Радикальный черный цвет. Флакон на полгода
стоит три рубля двенадцать копеек.
Рекомендую как хорошему знакомому».
И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»
Честно говоря, я чувствую себя ужасно неловко. В кругу моих друзей и знакомых, людей, изучающих Тору и соблюдающих заповеди, всерьез относиться к творчеству гуру Лайтмана считается дурным тоном, и на подозреваемого в желании подискутировать с ним будут смотреть с жалостью и тревогой: «А не повредился ли дружок в уме?!» Я и сам с трудом сдерживал улыбку, глядя на доморощенных каббалистов и не без оснований считая, что ассимилированной донельзя русской алие (волны репатриации в Израиль, —
прим. ред.) уже ничто не страшно: хуже, чем есть, быть уже не может. Лайтман так Лайтман. При том количестве ввезенных на Святую землю Сохнутом сектантов всех национальностей потуги паразитирующих на Каббале невежд не воспринимаются мной как трагедия. И даже широковещательные заявления о том, что соблюдение заповедей и изучение Торы не так актуальны, как изучение книги «Зоhар», что в изучении Каббалы нет разницы между евреем и представителями иных братских народностей, оставили меня равнодушным. Для того уровня текстов, который предоставляет гуру, действительно нет никакой разницы. Ведь подлинным каббалистам, да и просто людям, сведущим в иудаизме, этот человек абсолютно неизвестен. Его аудитория — жаждущие постигнуть тайны профаны.
Звонок Мирьям Гуровой, вдовы моего друга и соседа Аhарона, недавно убитого арабскими бандитами, — да отомстит Всевышний за его кровь! — вывел меня из состояния привычного благодушия: «Ты читал эту подлую статью?! Это пляски на крови моего мужа и ребенка!» С трудом успокоив ее, я выяснил, что речь шла об одном из регулярно печатающихся в «Вестях» (израильская русскоязычная газета, —
прим. ред.) интервью Э. Сотниковой с гуру Лайтманом. С подачи журналистки-«пиарщицы» убитые Аhарон Гуров и Абрам Фиш были списаны им в расход как не изучавшие «Зоhар» и поэтому недостойные «магической защиты» поселенцы.
Я не сразу поверил Мирьям, посчитав, что подобного рода пассажи просто не могли бы появиться в прессе. Мне была памятна реакция журналистов на заявления раввина И. Переца и некоторых других религиозных политиканов, позволивших себе объяснить гибель жертв террора несоблюдением ими заповедей. Но когда текст интервью попал мне в руки, я убедился в том, что действительность еще страшнее.
Из интервью явствовало, что все не изучающие «Зоhар» приговорены к гибели; в нем содержались призывы к женам поселенцев из страха за жизнь своих детей и мужей заставить последних немедля приступить к этим занятиям, оставить привычки ортодоксов, к которым «рав» Лайтман себя, как следует из текста, не относит: молиться, учить Тору и читать
«Теhилим» — как никчемное занятие, не оправдывающее себя в наше опасное время. Я узнал из этого произведения массу нового для меня, сорокалетнего религиозного еврея, изучающего Тору уже 23 года. Как оказалось, изучение Каббалы — «это нарушение общепринятых в ортодоксальной среде запретов», что поселенцы, «разумеется, удалены от духовных миров», что «человек располагает лишь одним путем установить контакт с Творцом», что «мы стоим на пороге новой катастрофы и только Каббала может нас спасти» и т.д.
Не скрою, первым чувством была боль и обида за моих павших друзей. Сила духа и альтруизм Аhарона и Абрама были такими, что сегодня их гибель воспринимают как свою личную потерю сотни людей. Но потом, после здравого размышления, я понял причины, побудившие Лайтмана написать весь этот набор оскорбительных и лживых «ужастиков», и поискал глазами обычный для подобного рода текстов заголовок «На правах объявления», подобный тому, который сопровождал опубликованный в том же номере газеты текст о приезде конкурента Лайтмана из далекой Сибири — шамана с труднопроизносимым именем. Не найдя его, я почувствовал себя обманутым. Гуру хочет расширить рынок сбыта и пытается использовать конъюнктуру. Это понятно и простительно. Торгуя тем, что он называет Каббалой, с помощью агента Э. Сотниковой он рекламирует свой товар. Но у любого бизнеса есть границы!
Достоверность писаний Лайтмана весьма показательно может продемонстрировать тот факт, что Аhарон и Абрам, мои убитые друзья, каждую субботу, подобно сотням тысяч других евреев, изучали ту самую великую книгу «Зоhар» как и подобает ортодоксальным евреям. Хотя теперь мне понятно, что они были приговорены к гибели тем, что учили ее не по Лайтману, а всего лишь по комментарию «Сулам», за что и расплатились своими жизнями.
Нет, не права Мирьям Гурова: это не пляски на крови, это просто грязный и циничный бизнес на крови, духовная наркоторговля. И в погоне за увеличением тиража своих книг — что там оскорбление памяти убитых, что чувства Мирьям и Хаимки, десятилетнего сына убитого Аhарона, что там честь сотен тысяч поселенцев!.. Деньги не пахнут!
Поселенец Гиссер,
Ишув Нокдим
Читайте так же: «Жертвы террора ищут защиты в суде» «Звезда в ярости» «Диспут Нахманида» «Хроника еврейской истории»