В период между Песахом и Шавуот заболело и умерло 24 000 учеников рабби Акивы. В память об этой давней традиции и я простудился после Песаха...
Однако, отложив шутки в сторону, попытаемся разобраться, чем вызваны полутраурные обычаи, соблюдаемые в период между Песахом и Шавуот.
Итак, началось «счисление омера». Напомню в двух словах, о чем идет речь.
По окончании первого, нерабочего, дня Песаха, той же ночью евреи выходили в поле и собирали ячмень. После чего колосья обмолачивали, зерно мололи, просеивали 39 раз (три раза по 13 качеств Милосердия) и наутро омер муки приносили в Храм. Омер – это мера объема сыпучих тел, приблизительно 2,5 литра (этим же словом обозначается сноп).
Первый день после Песаха считается первым днем омера. Каждый день мы отсчитываем по одному дню – всего 49, а на пятидесятый день наступает Шавуот.
Ну, искушенные-то в Каббале люди уже разбили 49 на два множителя – семь и еще раз семь. Семь недель, каждая из которых будет связана с одной из нижних сфирот (в данном случае речь, скорее, пойдет о «мидот» — качествах человеческой души, далее я объясню почему), каждая из которых, в свою очередь, имеет по семь «внутренних» сфирот.
В дни «счисления Омера» не устраивают свадеб, увеселительных мероприятий, новоселий, не стригутся, не покупают новую одежду... Многие даже не ходят на пляж, считая это развлечением. Чем вызваны такие строгости? Неужто только трауром по ученикам рабби Акивы?
Тут нужно понять, какой процесс происходит между Песахом и Шавуот.
Песах – это открытая манифестация (проявление) Всевышнего, результат того, что Он когда-то раскрылся Моше-рабейну под именем «Эхйе ашер Эхйе», «алеф-кей-йуд-кей», которое соответствует высшей
сфире – Кетер , Короне, Желанию Всевышнего.
А что должно произойти на Шавуот? Дарование Торы, принятие евреями десяти заповедей.
Цимцум колоссальный! Человеческий мозг даже не в состоянии вообразить какие в это время происходят процессы самоограничения Б-га, чтобы всю Его бесконечность вместить в Тору и десять заповедей.
Приведу пример. Представьте, что вы – студент физического факультета и на Песах к вам пришел преподавать новый профессор, объем знаний, которого колоссален. Курс лекций он начинает на Шавуот. Но если профессор, обладающий колоссальными знаниями, будет излагать свой курс в понятном для него объеме, то вы ничего не поймете!
И вот преподаватель прилагает максимум усилий, чтобы свои знания и понимание вместить в цикл лекций, доступных тупому студенту.
Этот процесс называется «цимцумом» — сжатием. А цимцум – это проявление
сфиры Гвура, Суровости Б-га. Между Песах и Шавуот эта сфира «работает» на полную катушку. Поэтому мы стараемся не совершать никаких действий, которые могли бы войти в противоречие с действием сфиры Гвура.
Объяснение это очень грубое и приближенное, но все же дающее некоторое представление о каббалистическом смысле периода «счисления омера».
Обратите внимание, мы говорили о «смерти учеников рабби Акивы». Почему упоминается это число – 24 000?
Каждый раз, когда мы видим 24 (например, 24 часа в сутках), мы должны понимать, что речь идет о 24 комбинациях, которые можно составить из непроизносимого 24-буквенного Имени Б-га «йуд-кей-вав-кей». А это Имя связано со сфирой Хесед – Милость Б-га (так же, как «алеф-кей-йуд-кей» связано со сфирой Кетер, а имя «Элоким» — со сфирой Гвура).
Теперь поговорим о порядке числа. Если в каком-то числе фигурируют тысячи, значит, с точки зрения Каббалы, речь идет о процессах, происходящих в
мире Ацилут. Сотни соответствуют
миру Брия, десятки –
миру Иецира , а единицы – нашему материальному
миру Асия.
Двадцать четыре тысячи символизируют все комбинации 4-буквенного Имени Б-га в мире Ацилут, а «смерть учеников» — то, что влияние этого Имени (то есть сфиры Хесед) в этот период крайне ослаблено. Конечно, о полном прекращении действия сфиры Хесед говорить не приходится – тогда бы наш мир перестал существовать в доли секунды!
В книге по Каббале говорится, что евреи, пребывая в Египте, опустились на 49 ступеней нечистоты. А кто опустится на 50-ю, тому уже нет возврата...
Что это значит?
Нечистота (тума) — это противоположность чистоте (таhора), возможности проникновения Б-жественного Света.
Подобно тому, как Всевышний имеет семь нижних сфирот – каналов распространения Б-жественного Света, так и человеческая душа имеет семь «мидот» (качеств) – каналов для приема этого света. Вследствие наших грехов мы те или иные каналы делаем недоступными для прохождения Б-жественного Света, вплоть до полного «загрязнения» всех семи мидот (в каждой из которых еще по семь мидот – итого 49). А 50-й уровень нечистоты – это уже переход на уровень «мохин», умственной деятельности. Проще говоря, ощущение полной изолированости от Всевышнего.
И как бы не были евреи заброшены в Египте, чувства полной оторванности от Б-га они не достигли.
Каждый день счисления омера мы как бы очищаем одну из наших мидот – качеств, исправляя тем самым прегрешения против сфирот.
Счисление омера проводится следующим образом.
Мы говорим благословение «... повелевшему считать омер», затем называем вслух, какой сегодня день омера.
После чего просим Всевышнего о возвращении нам Храма (места связи с Б-гом) и читаем псалом, в котором ровно 49 слов. При этом каждый последующий день мы обращаем внимание, сосредоточиваемся на одном из слов псалма.
В старинных молитвенниках этот псалом записывался в форме меноры, менора же, стоявшая на южной стороне Храма, символизировала Хесед, Милость Б-га. Чтением этого псалма мы стараемся пробудить Милосердие Всевышнего.
После псалма мы читаем молитву «Ана бе-коах». В молитве этой ровно 42 слова, так как первые буквы ее должны составлять 42-буквенное имя Б-га (
я о нем уже рассказывал). Имя это состоит из семи шестибуквенных частей.
Каждый день мы сосредоточиваем свое внимание на одном из слов молитвы, а каждый седьмой день счисления омера – на одной из шестибуквенных частей.
Наконец, после этого мы читаем молитву, посвященную очищению сфирот. Позволю себе привести ее полностью, чтобы вы вдумались и оценили смысл:
«Владыка мира! Ты передал нам повеление через Моше, раба Твоего, вести счет дням после принесения омера, чтобы очистить нас от нашего зла и нечистоты нашей, как написал Ты в Торе своей: «и ведите для себя счет, с первого дня после праздника – для приношения вами омера, которым вы должны были размахивать (перед тем, как принести его в жертву). Семь полных недель должны быть отсчитаны; до дня, следующего за седьмой неделей, отсчитайте 50 дней», чтобы очистились души народа твоего, Израиля, и от нечистоты твоей: и потому да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы в заслугу за то, что я сегодня вел счет дням после принесения омера, был исправлен вред, принесенный мной сфире (тут называют сфиру, и сфиру внутри нее, начиная с «Хесед ше бе-Хесед», «Хесед внутри Хеседа», потом «Гвура ше бе-Хесед» и до «Малхут ше бе-Малхут»), и я буду очищен, буду освящен высшей святостью, и благодаря этому будет ниспослан великий свет во все миры, и пусть будут избавлены нефеш, руах и нешама (уровни души) от всяких примесей и изъянов, и будем мы очищены и освящены высшей святостью вовеки. Амен».
Таким образом, очищая каждый день по одной «маленькой сфире» из своих качеств, наши предки подготовили себя к получению Торы. То же самое должны делать и мы – в период счисления омера очищать свою душу для проникновения в нее Б-жественного Света, поскольку в каждом поколении еврей должен видеть себя снова и снова получающим Тору.
«Но как я могу очистить свои мидот? Это очень сложно! Такие «каванот» доступны только искушенным каббалистам!» — может засомневаться читатель.
Для таких людей могу привести высказывание Любавичского ребе из составленной им книги «Айом йом» («Сегодня день...») – сборнике советов и рассказов о Каббале и хасидизме на каждый день.
Ребе пишет, что само чтение молитвы «сфират а-омер» с упоминанием нужных слов и сфирот достигает своей цели