Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
28.04.2006
Верный баланс между разумом и чувствами — одна из самых непростых (и редко встречающихся) составляющих жизни человека. Но именно он зачастую играет решающую роль в отношении человека к Б-гу и исполнению Его заповедей.
Каким образом мы определяем «настоящие» реальность и ценности? Что должно преобладать — интеллект или эмоции? А может, все дело в инстинктах, в запрограммированности? Или в интуиции, комбинирующей в нужной пропорции разума и чувств?
Ключ к пониманию этого вопроса можно найти в одной из 613 заповедей, данных еврейскому народу Б-гом в Торе (Пятикнижии). Той самой, которая называется «Сфират hа-омер» и соединяет праздники Песаха и Шавуот — день исхода евреев из Египта и день дарования Торы на горе Синай.
«Сфират hа-омер» (досл. «счет снопа») — ежедневный подсчет дней между праздниками Песаха и Шавуот. Омер, или сноп, приносили в Храм на второй день Песаха, и с этого дня начиналось ведение счета дней: «Сегодня — первый день после приношения омера», «Сегодня — второй день…» и так — все 49 промежуточных дней.
Разница в духовной составляющей праздников материально выражена в праздничных приношениях в Храм: на Песах — сноп ячменя, на Шавуот — два пшеничных хлеба. Ячмень — пища скота, пшеница — пища человека.
ИСТОРИЯ ДУХОВНОСТИ
В Песах отмечается Б-жественное раскрытие, произошедшее при Исходе и, собственно, инициировавшее его. Б-г не отвечал на действия или заслуги евреев, а дарил. Сыны Израиля даже не были подготовлены к достижению того духовного уровня, на который поднял их Б-г.
Пища животного и символизирует именно такую ситуацию. Животные сотворены таким образом, что не способны на значительное повышение своих возможностей. Любое развитие скотины заранее заложено Б-гом как часть ее природы. Исход практически не требовал от нас никаких усилий, мы согласились принять духовную свободу и освобождение от рабства. Заряд духовности, данный свыше, был достаточен для свершения событий.
В Шавуот отмечается дарование Торы на горе Синай. Это произошло, потому что евреи приняли решение о соблюдении любых будущих законов Торы, — только при таком условии было возможно ее дарование, означающее заключение договора, вечного завета.
К тому же, Тора в определенном ракурсе является инструментом, позволяющим активному человеку развить духовный потенциал. Люди, пассивно ожидающие от Б-га вдохновения и стимуляции на добрые дела, не испытывают нужды в заповедях Торы. Они верят в то, что Б-г «спасет» в духовно-мистическом смысле, они никогда не достигнут серьезного результата в духовном росте.
Символ такого видения вещей — пшеничный хлеб, пища человека.
Но как пройти путь от состояния животного до состояния человека, от инфантильности к зрелости? Связующая нить между Исходом и Синаем — заповедь о подсчете дней.
ОТ ЖИВОТНОГО К ЧЕЛОВЕКУ
Дни счета омера сыграли роль паузы между Исходом и собранием у горы Синай. Эта пауза позволила усвоить и преобразовать дар в собственное достижение. Знаком успешности этой трансформации является заповедь Б-га принести в Шавуот жертву из двух хлебов. Единственный раз в году, когда допускалось возложение хлеба, хамеца, на жертвенник Храма.
Отличие духовного потенциала праздников не количественное, а качественное. Песах подобен ребенку, а Шавуот — взрослому. Песах может быть уподоблен ясности на уровне чувств, стоящей на основе замешательства и сомнений разума. Шавуот — интеллектуальной ясности, решенных сомнений, взращивающим эмоциональное спокойствие.
(Продолжение следует)
Автор: Рабби Носон Вайш
Авторизированный перевод: Людмила Шваменталь и раввин Йосеф Херсонский