Top.Mail.Ru

Код РаШБИ

14.06.2006

Одной из самых интригующих загадок еврейской истории можно назвать тайну, окружающую появление фундаментального труда Каббалы — книги «Зоhар». Она была распространена в конце XIII столетия кастильским каббалистом Моше сыном Шем-Това де Леоном, утверждавшим, что предлагаемые им на продажу рукописи — не что иное, как копии древнего свитка, написанного рабби Шимоном бар Йохаем (РаШБИ) во втором веке нашей эры.

В 1305 году, будучи проездом в Вальядолиде, Моше де Леон познакомился с молодым каббалистом из Акко (Израиль) Ицхаком бен Шмуэлем и пригласил его к себе домой в Авилу, обещая показать древний оригинал книги «Зоhар». Однако (согласно законам жанра приключенческих романов) по дороге домой внезапно заболел и умер. Ицхака бен Шмуэля это, впрочем, не остановило: он добрался до дома де Леона и попросил вдову показать драгоценный свиток. Откуда нам об этом известно? Из дневника, в котором описывал свои поиски Ицхак бен Шмуэль.

Однако вдова покойного развела руками: никакого свитка не существует в природе, муж написал всю книгу сам, а ее авторство приписал РаШБИ из коммерческих соображений — чтобы лучше покупали.

Естественно, все по тем же законам детективного жанра, возникает желание выяснить, кто соврал и зачем. С одной стороны, Моше де Леон вряд ли знал день своей смерти, а потому непонятно: если он не собирался предъявить Ицхаку бен Шмуэлю оригинал рукописи, то как думал выкручиваться из сложной ситуации, да и к чему вообще нужно было создавать сложности? С другой стороны, жена могла:

а.      Не знать, где спрятана рукопись.

б.      Бояться, что ее украдут или отнимут.

в.      Мечтать, чтобы честь написания книги принадлежала покойному супругу.

г.      Руководствоваться какими-то другими соображениями.

Так или иначе, Ицхака бен Шмуэля из Акко она не убедила, и он продолжил разыскивать оригинал, аккуратно записывая историю своих поисков, пока… рукопись его не оборвалась на самом интересном месте.

Авторство книги «Зоhар» оспаривалось как с позиций традиционного иудаизма, так и с академической точки зрения. Одна из причин сомнений — язык книги, не вполне соответствующий эпохе рабби Шимона и содержащий вкрапления арабских и испанских слов, да и ее арамейский выглядит более поздним. Конечно, Моше де Леон при переписывании мог несколько «авторизовать» текст, но такое отношение к переписке вообще-то еврейской традиции не свойственно.

Другая гипотеза, более пикантная, была услышана мною в разговоре с известным в своих кругах специалистом по еврейской философии, имени которого я приводить не стану, поскольку не додумалась, услышав его мнение, попросить разрешения на него сослаться. Дело в том, что существует описанный в каббалистических книгах способ соединиться с душой умершего мудреца. Быть может, Моше де Леон, изучавший Каббалу и даже написавший несколько оригинальных произведений, воспользовался им и записал «Сефер hа-Зоhар» («Книгу сияния») в состоянии медиума, как бы «под диктовку» рабби Шимона бар Йохая? Гипотеза, конечно, смелая, хотя и не совсем безумная. И, кстати, объясняющая многие неясности.

Как бы там ни было, изучая «Зоhар», каббалисты пришли к выводу, постепенно ставшему общепринятым: «Зоhар» был написан именно рабби Шимоном, а не де Леоном, и на сегодняшний день внутри еврейской традиции мнение по этому поводу приняло силу закона.

Что же касается самого этого занимательного историко-приключенческо-детективно-религиозного сюжета, то он, безусловно, поджидает нового Дэна Брауна или миссис Роулинг.

Читайте также:

Код да Винчи — мнения раввинов
Поттер привел мальчика в еврейскую школу
Шифр Каббалы
Jewish.ru — Модная Каббала
Rabbi.ru — Каббала
Rabbi.ru — Псевдокаббала

Сима Кориц

{* *}