Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.04.2007
Интересная штука — числа. С одной стороны, сухи и безлики («подойдите к 14-му окну», «заполните форму 304», «5-я линия, дом 12»…), с другой, чрезвычайно информативны и исполнены глубокого смысла («восемнадцатилетний опыт работы»; «дом за триста тысяч», «нашему малышу уже три»…). Когда мы что-то считаем, это самое «что-то» становится для нас реальнее, ощутимее. Уж так мы устроены, что зачастую только количественная характеристика предмета или явления позволяет нам понять его значимость и возможности.
Представим, что нам вручили сундук, набитый золотыми монетами. Поблагодарив нашего благодетеля (вежливость еще никто не отменял!) мы, пребывая в прекрасном настроении, уволакиваем заветный груз домой. Что же мы примемся делать, едва явимся домой? (Что надежно запрем дверь на все замки — это само собой разумеется…) Конечно же, немедленно станем пересчитывать свалившееся на нас богатство! Ибо сказать «Я — богач» — значит ничего не сказать: для того, чтобы называть себя богачом, следует определить хотя бы приблизительную величину своего богатства.
«И отсчитайте себе от первого дня после Шаббата от того дня, в который приносите Омер потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмого Шаббата отсчитайте пятьдесят дней... И пусть этот самый день станет праздником» (Левит, 23:15-21).
Народ Израиля вышел из Египта 15 ниссана — в день, который с тех пор празднуется как первый день Песаха. Семь недель спустя, 6 сивана, в день, отмечаемый в нашем календаре как праздник Шавуот, евреи собрались у подножия горы Синай и получили Тору от Б-га. Каждый год мы вновь проходим по этому пути, ведя 49-дневный «Отсчет Омера». Начиная со второго вечера Песаха, мы считаем дни и недели. «Сегодня один день Омера», — произносим мы в первый вечер счета. «Сегодня два дня Омера»; «Сегодня семь дней, что есть одна неделя Омера»; «Сегодня двадцать шесть дней, что есть три недели и пять дней Омера»… и так далее вплоть до: «Сегодня сорок девять дней, что есть семь недель Омера». Пятедесятый день и будет праздником Шавуот.
Каббалисты объясняют, что у каждого из нас есть семь сил души — любовь, трепет, красота, честолюбие, смирение, преданность и властность, — и что каждая из этих семи сил включает в себя элементы всех семи. Все это представлено в семи неделях и 49 днях отсчета Омера.
Каждый Песах мы получаем сундук с сокровищами, в котором находится величайшее из когда-либо отданных человеку богатств — дар свободы. Сам по себе этот подарок бесполезен. Ведь что такое свобода? Что можно с ней сделать? Ничего, пока мы не откроем сундук и не пересчитаем его содержимое. Поэтому на второй день Песаха, после того как мы принесли домой наше сокровище, мы принимаемся его пересчитывать. Семь раз мы считаем по семь, поскольку дар свободы был дан каждой из семи сил и каждому из 49 измерений нашей души.
Действительно, какой толк от силы любви, если она порабощена внешними влияниями и внутренним напряжением? Зачем нам честолюбие, если мы являемся его же заложником?
И в течение последующих семи недель мы каждый вечер открываем наш сундук с сокровищами и отсчитываем очередную монету. Мы считаем нашу любящую любовь, трепетную любовь, прекрасную любовь, честолюбивую любовь, смиренную любовь, преданную любовь и любовь властную. Мы задаем число властности нашего трепета («Сегодня четырнадцать дней, что есть две недели Омера») и красоте нашего смирения («Сегодня тридцать один день, что есть четыре недели и три дня Омера»). И только пересчитав это, мы идем к горе Синай.
Янки Таубер