Каббала и наука: три области взаимодействия. Часть I.

21.08.2007

Описание трех основных аспектов пересечения современной науки с ключевыми идеями Каббалы.

1. В поисках единства

В поисках единения с природой наука постоянно возвращается к истокам — самому первому дню Творения (йом эхад). Вселенная в нынешнем ее состоянии слишком сложна для того, чтобы человек нашел в ней подобное единение. Оно было возможно только в самом начале сотворения мира, когда он представлял собой чистую энергию. Таковы предпосылки теории «большого взрыва».

Поиски единства с природой начинаются с общепринятого принципа современной физики, согласно которому время зависит от пространства, т. е. все временные точки в прошлом, настоящем и будущем совпадают в едином континууме. Космологический процесс, отвечающий за пространственно-временной континуум, по мнению многих, проходит четыре стадии — первые три берут начало от «струнной теории», четвертая ближе сторонникам «теории большого взрыва».

Вначале необходимо определить или «создать» математические качества и свойства, относящиеся к пространству и времени. Следующей стадией становится спонтанное создание «чего-то» именно из этой математической абстракции. «Наполнение» Вселенной произошло мгновенно. В итоге случился «большой взрыв», освободивший всю ее энергию. С тех самых пор и начала развиваться Вселенная — гораздо медленнее, чем до этого — принимая форму, близкую к сегодняшней.

С точки зрения Каббалы, эти четыре стадии следует рассматривать как соотношение четырехбуквенного имени Всевышнего — Йуд Хей Вав Хей — на котором зиждется существование всего мира. Первая буква — похожая на искру Йуд, олицетворяет зарождающееся сосредоточение (цимцум) Б-жественного света, от которого произошло базовое сужение пространства и времени. Вторая буква, Хей, символизирует появление из ничего. Третья буква — вытянутая Вав (цифровое значение — 6) — означает внезапное распространение созданного Творцом нечто в шести направлениях пространства. Четвертая буква, Хей, снова указывает на расширение Вселенной, на этот раз для принятия в себя Б-жественного начала.

В последних словах второй главы Книги Берейшит (5:29) упоминается термин хен (благосклонность, расположение) — по отношению к Ноаху (Ною). С точки зрения хасидизма, Ноах, как последний оплот Творца в погрязшем в распутстве и грехе мире, был единственным источником хен (буквы этого слова (нун и хет) присутствуют в его имени). Таким образом, Ноах нашел расположение Б-га и, образно говоря, воплотил в себе спасение мира от внутреннего уничтожения.

2. Принцип неопределенности и осознание веры

Следующим за единением с природой стоит вопрос современной науки об отношениях между разумом и материалистическими законами. Принцип неопределенности в квантовой физике является хорошим примером того, как основы данной науки противоречат здравому смыслу. Точно так же отходит на второй план человеческий интеллект, когда ему приходится сталкиваться с силой Б-жественной души и веры в Б-га. Еще до появления квантовой физики ученые были уверены в том, что вселенной правит детерминизм. Сегодня, когда принцип неопределенности получил широкое распространение, понятно, что законы природы невозможно объяснить механикой или физикой. Единственный применимый в данной ситуации термин — «вероятность»: используя его, можно оставить место для таких «ненаучных» явлений, как свобода выбора и моральная ответственность, о которых позабыли древние мыслители и ученые.

Длинный список, перечисляющий аспекты современной физики, изобилует нападками на здравый смысл: скорость света остается неизменной несмотря на обстоятельства измерения; изменения энергии во Вселенной происходят отдельными порциями — «квантами», а не смежными отрезками.

Эти две постоянные величины в природе — с (скорость света) и h (единица квантовой энергии) — изменяются в соответствии с классическим восприятием понятий «бесконечность» и «ноль». Третья природная «константа», берущая начало от первых двух и располагающаяся между ними, есть «инверсия константы», равная «чистому» (т. е. безразмерному) числу 137. А гематрия слова «каббала» равна как раз 137. Все три постоянные величины образуют набор, присутствующий при обращении ко Всевышнему, объясненному в хасидской традиции.

Ицхак Гинзбург