Top.Mail.Ru

Б-г в Интернете

25.10.2011

Давайте поразмышляем о том, как современные технологии влияют на религиозные чувства человека.

Наука и религия давным-давно пребывают в сложных отношениях. В 16-м веке открытия Коперника и Галилея заставляли представителей духовенства холодеть от ужаса, и , казалось, наука может заменить веру в Б-га рациональными обоснованиями. Но религия не исчезла. Более того, зачастую научные открытия указывают на удивительное устройство мира, каким его сделал Всевышний.

Вернемся в 21-й век. На сегодняшний день наука подарила нам множество идей, которые коренным образом изменили нашу жизнь, и прогресс продолжает свой путь. В промежутке между 1900 и 2000 годами человечество стало свидетелем большего количества научных открытий, чем за всю историю существования нашего мира! Возникает вопрос – могут ли технология и религия существовать вместе?

С одной стороны, высокие технологии могут стать настоящей отдушиной для тех, кто погружен в поиски духовного. В худшем случае они просто открывают перед человеком новый мир, полный соблазнов. Что полезного и значимого может получить еврей, читая ленту друзей в сети Facebook с помощью планшета iPad, оснащенного 3G, или смартфона Blackberry? Какой бы потрясающей ни была возможность мгновенной связи с людьми, неужели благодаря ей наш мир выглядит лучше?

В книге Зоар, написанной около двух тысяч лет назад, говорится о ценности технологий. Согласно тексту, развитие технологий способствует духовному росту человека и является предпосылкой прихода Машиаха. Зоар также видит это предсказание в четком описании Великого Потопа: «В шестисотый год жизни Ноаха…разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Берейшит 7:11). Вода лилась с небес и била из земли через природные источники. Упоминая этот потоп, Зоар предсказывает еще один — но этот потоп станет ливнем мудрости. (В Каббале вода является символом мудрости). Каждая деталь грядущего потопа предсказана и Торой:

«В шестисотый год жизни Ноаха…» — шестьсот лет жизни Ноаха указывают на шестое тысячелетие существования мира, особенно на шестисотый год шестого тысячелетия. В переводе на летоисчисление по григорианскому календарю мы получим середину 19 века, а именно 1840 год новой эры.

«Разверзлись все источники великой бездны...» — эти слова являются намеком на развитие науки, которое станет результатом изобретательности и находчивости человека и в шестом тысячелетии широко распространится по всему миру.

«И окна небесные отворились» — небеса раскрыли для нас Каббалу — тайную и мистическую мудрость, подарившую нам глубокое понимание Торы.

В Зоаре сказано: и высшая, и низшая мудрость присутствуют в этом мире для того, чтобы подготовить его к седьмому тысячелетию, Эре Машиаха, когда «земля будет наполнена ведением Всевышнего, как воды наполняют море» (Йешаягу 11:19). Перед тем, как начнутся грандиозные перемены, все мы станем свидетелями захватывающих изменений.

Спустя полторы тысячи лет предсказания книги Зоар начали сбываться.

1820 год ознаменовал начало второй Промышленной Революции, известной также как технологический переворот. Технологические нововведения начали очень быстро набирать темп. Железные дороги, электричество, телефонная связь, автомобили и самолеты изменили нашу жизнь, сделав ее такой, какой мы знаем ее сегодня.

Начало 19-го века известно также как время культурной революции в еврейской общине. За сто лет до этого Баал Шем Тов стал вдохновителем хасидской революции, а к началу 19-го века такие учения Торы как Каббала и хасидизм широко распространялись и изучались евреями. Еврейские традиции, которые тысячелетиями считались неприкосновенной ценностью, доступной немногим, изучались с новой силой и на новом уровне, через призму еврейского мистицизма. Секреты вселенной, ранее считавшиеся привилегией еврейских мистиков, начали распространяться в еврейских общинах Европы и за их пределами.

В точности с предсказанием книги Зоар, символом середины шестого тысячелетия стал бурный поток знаний. В Зоаре сказано, что и высшее и низшее знания ознаменовали начало эры Машиаха. Точно так же, как существует обычай пробовать блюда, приготовленные к Шаббату, в пятницу, Всевышний дает нам возможность вкусить от глубокой мудрости, которая воцарится в седьмом тысячелетии, во времена Машиаха, уже сегодня, в шестом тысячелетии.

Но каким образом технологическая революция стала предзнаменованием глубокого знания Б-га, которое станет доступным во времена Машиаха? Как технология сможет усилить реальность, сосредоточенную на Создателе? Как высшие и низшие «воды» будут работать одновременно?

Добро пожаловать на сайт, на страницах которого вы находитесь в данный момент. Возможно, вы и не осознаете, что стали частью самой большой русскоязычной еврейской общины в виртуальном пространстве. Сотни тысяч посетителей в месяц и тысячи статей на тему Торы и еврейского образа жизни сделали свое дело — технология расширила влияние Торы и активно помогает ей раздвигать границы Интернета.

На протяжение многих лет средства массовой информации активно используются для распространения учения Торы. Они захватывают тех людей, которые при иных обстоятельствах никогда не заинтересовались бы или не могли себе позволить изучение Торы. Технология стала для евреев одновременно гигантским микрофоном и непрерывно растущей сетью, благодаря которой мир наполняется идеями иудаизма.

Кроме того, технология помогает нам постичь Б-га «осязаемо», а такой опыт вряд ли доступен при изучении флософского текста. В книгах говорится о том, что у Всевышнего есть «око зоркое и ухо чуткое» (Пиркей Авот 2:1). Творец вездесущ, Он наблюдает за каждым из нас. Сто лет назад мы читали об этом в книгах, а сегодня, имея на вооружении сервис Google Earth, повсеместность Всевышнего не кажется нам чем-то надуманным.

В книгах сказано, что Всевышний постоянно дает жизнь всем Своим творениям. Сто лет тому назад мы верили в это. А сегодня мы просто это понимаем. Если мы знаем, что электрический столб дает энергию множеству приборов и устройств при помощи неиссякаемого потока электричества, тот факт, что Всевышний неустанно создает все, что нас окружает, да и нас самих, становится более доступным пониманию.

Конечно, Всевышний не может потерять контроль. Именно поэтому, вместо того, чтобы сделать очевидным факт того, что основная задача технологий заключается в распространении знаний Б-га, Он даровал ей атеистическую оболочку. Для сохранения баланса добра и зла в нашем мире Всевышний дал злу возможность оставить свой след в развитии технологий — отсюда возникла интернет-зависимость, одержимость техническими новинками и множество аморальных вещей, которые прячут истинную природу технологического прогресса.

Как бы то ни было, Каббала четко дает нам понять, что технологии не просто несут добро, они – прекрасны. (На основе бесед Любавичского Ребе, Ликутей Сихот, том 15).
 

Рохл Хольцкеннер

{* *}