Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.09.2013
В дни Рош а-Шана евреи всего мира устремляются в синагоги, где просят Всесильного о том, чтобы Он даровал им, их родным и всему народу Израиля мирный, счастливый и успешный год. Согласно еврейской традиции, в Рош а-Шана каждое из земных творений предстает перед Небесным Судьей, который выносит вердикт о том, какое из них будет жить, а какое нет, кому достанется богатство и успех, а кому — нищета и страдания. Все, что произойдет с нами в грядущем году, решается именно в Рош а-Шана.
Почему вердикт выносится каждый год? Неужели вечный и бесконечный Б-г не может составить программу на чуть более значительный срок? Ведь вынесение приговоров раз в тысячу лет сэкономит массу времени и сил, не так ли?
Рош а-Шана приурочен к шестому дню Сотворения мира, когда Всевышний создал Адама и Хаву и вдохнул в них жизнь. Значение Рош а-Шана возможно понять, изучив динамику Сотворения мира.
Сегодня мы воспринимаем определенные вещи как данность. Например, поворачивая ручку крана в ванной, мы справедливо полагаем, что оттуда польется вода. Или, допустим, открывая дверь холодильника, ребенок в большинстве случаев ожидает увидеть на полках еду. На самом же деле, вода в кране, равно как и еда в холодильнике, не появляются сами по себе. Воду доставляют в дом через водопровод, который построили и содержат специальные службы, а родители, чтобы наполнить холодильник, должны вначале купить еду.
Этот же принцип верен и в случае с Сотворением. На первый взгляд, наш мир возник и сформировался сам по себе. Мы предполагаем, что существующее в данный миг продолжит свое существование и мгновением позже. Но на самом деле Всевышний постоянно поддерживает жизнь нашего мира. При отсутствии постоянного потока Б-жественной энергии все сотворенное Им прекратило бы свое существование, точно как и вода перестала бы течь из крана, если бы вышла из под контроля управляющей компании.
И время от времени, а точнее — раз в год, Всевышний теряет интерес к Своему обычному занятию — поддержанию жизни Своего творения. Мы были созданы по той причине, что Всевышний желал быть милосердным Царем. Так появились мы, Его рабы, творения, на которые Он мог излить нерастраченный запас бесконечного добра. Но накануне наступления каждого нового года, Б-г теряет к нам интерес. Он отдаляется, скрывается от нас, и нам приходится предоставить Ему достаточно доводов в пользу продолжения поддержания жизни в нашем мире.
Дело здесь не в том, что Всевышний не умеет концентрироваться и склонен терять интерес к еще не законченным проектам. Скорее, это явление — неотъемлемая часть Б-жественного плана.
Изначально, в момент Сотворения Всевышним мира, не существовало ничего, что стало бы причиной этого широкого жеста. С Его стороны это стало проявлением доброты в чистом виде. Тем не менее в конечном счете «доброта в чистом виде» не так уж и безыскусна. В предмете своей доброты она оставляет чувство незаслуженно полученного подарка. Вот почему Всевышний создал мир, в котором все, включая существование нас самих, становится заслуженной наградой. Мир продолжает свое существование в течение еще одного года, и происходит это потому, что мы пробуждаем желание Б-га продолжать начатое.
Именно поэтому в Рош а-Шана, годовщину Сотворения нашего мира, у нас имеются все средства для того, чтобы обеспечить продолжение бытия. Мы приходим в синагогу и заявляем: «Властвуй всем миром в славе Своей». Мы «напоминаем» Всевышнему о Его любви к избранному Им народу, вновь провозглашаем Его Всесильным Владыкой и демонстрируем готовность служить Ему на протяжении еще одного года. Мы вызываем в Его памяти энтузиазм, с которым Он сотворил наш мир почти шесть тысяч лет назад.
А когда, по причине присущей нам неспособности выражать глубочайшие чувства, слов не хватает, мы берем шофар — посредник, плачущая песнь которого передает немой крик и мольбу, исходящие из самой глубины наших душ: «Отец наш, Владыка Мира, Ты нужен нам, мы любим Тебя и верим, что это чувство взаимно!»
Давайте же в грядуший Рош а-Шана соберемся в синагогах, вспомнив, что от нас зависит не только личное благополучие. На нас рассчитывает весь мир. Искренне посвятим себя Создателю, и Он обязательно ответит на наши просьбы, даровав всем нам прекрасный и содержательный год.
Нафтали Зильберберг