Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.05.2014
«Если по установлениям Моим будете вы
оступать и заповеди Мои соблюдать и исполнять
их, То дам Я вам дожди вовремя, и земля даст
урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой»
(Ваикра 26:3-4)
Любую награду и поощрение следует заслужить. Ребенок, который навел порядок в своей комнате, получает в качестве награды сладости или игрушки. Электрик, починивший в доме проводку, получает за свои услуги денежную компенсацию. Согласитесь, что вряд ли удастся найти опытного электрика, который согласится работать за три конфеты в час. Подобным образом человек духовного склада относится с презрением к материальным благам. По его мнению, мир и все имеющиеся в нем предметы роскоши являются не более чем средствами достижения цели, тогда как цель есть служение Творцу и духовное развитие.
Почему же в таком случае Тора обещает нам многочисленные материальные блага за наши добрые дела? Почему не сулит нам вознаграждение исключительно высшего, духовного порядка? Разве Тора не должна учить нас тому, что стимулом для служения Творцу является беззаветная любовь к Нему, а не мысли о награде и материальной компенсации?
Глава Торы, которую мы читаем на этой неделе, приходится на дни накануне праздника Лаг ба-Омер. В это время мы прославляем праведную жизнь и учение рабби Шимона бар Иохая, автора фундаментального труда Зоар, раскрывшего перед нами глубочайший смысл Каббалы, которую мы называем нишмата д’орайта — «душа Торы». Невидимая душа вдыхает жизнь во все творения Всевышнего в этом мире. Точно так же учение Каббалы оживляет «тело» Торы, раскрывая духовный смысл, который скрыт в каждом ее слове и в каждом законе, приведенном в Священном Писании, Мишне или Талмуде.
Мир также состоит из тела и души, физической массы и духовных элементов творения, таких как логика, чувства, эмоции и прочие. Десять заповедей, которые были даны нам Б-гом, — это душа, ежесекундно поддерживающая жизнь всех творений нашего мира.
Изучение «души» Торы раскрывает перед нами душу Творения. Учение Каббалы, особенно в трактовке хасидских мудрецов, проливает свет на истинную природу Творения, раскрывает его внутреннюю сущность и дает каждому из нас возможность интеллектуального восприятия Б-жественной сути всего живого.
Духовные блага, получаемые в награду за служение Б-гу, вполне ожидаемы: по логике вещей, духовное служение подразумевает духовные поощрения. Но Торе необязательно констатировать очевидное. В действительности же физическое и духовное взаимосвязаны и составляют единое целое, поэтому награды Торы принимают также форму материальных благ. Будь эти награды исключительно духовного порядка, мы бы стали свидетелями раскола между двумя взаимосвязанными сущностями, двумя сторонами одного целого. Таким образом, материальное поощрение, упомянутое в Торе, олицетворяет единство и гармонию между Творцом и Его творениями.
Приближайте свою душу к «душе» Торы — и перед вами раскроется душа сотворенного Б-гом мира. Материальное вознаграждение также не заставит себя ждать: вы глубже постигнете суть «тела» Торы, «тело» нашего мира наполнится святостью, а ваша собственная материальная жизнь — благословениями Творца!
Нафтали Зильберберг