Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.06.2014
«Недавно я начал изучать труды хасидских раввинов, и в целом мне это учение нравится. Тем не менее все это время мне не дает покоя вопрос, как человек может утверждать, что ему известно хоть что-то о “других мирах”? Неужели кто-то из них умер, а затем ожил и поделился с остальными этой информацией? Откуда она берется?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Менахем Познер:
Основы учения Каббалы, составляющие суть ее текстов, не были придуманы человеком. Это учение передается в устной форме из поколения в поколение, от учителя к ученику, со времен самого Моше Рабейну.
А сам Моше как раз бывал в тех самых духовных мирах и возвращался обратно: на горе Синай он провел несколько месяцев, а затем передал нам все, что познал. То, что Моше не познал сам, даровал ему Творец этих духовных миров — вместе с Письменной и Устной Торой. Уже спустившись с горы Синай, Моше постигал учение Торы, общаясь с Б-гом напрямую следующие сорок лет.
На протяжении многих веков эти тайные учения оставались нерасшифрованными и передавались только наиболее праведным и достойным ученикам. С появлением книги Зоар (составленной равом Шимоном бар Йохаем во II веке) учение Каббалы стало доступным для обычных студентов иешив. Еще более широкое распространение каббалистическое учение получило в XVI веке, благодаря просветительской работе великого каббалиста Аризаля.
Несомненно, огромный вклад в расшифровку тайных смыслов Торы, открытых пророку Моше около трех тысяч лет назад, внесли представители хасидского движения. Они же сделали возможным постижение этих смыслов каждым человеком, вне зависимости от его пола, возраста, уровня образования и национальности. Хасидизм научил нас находить идеям высших миров практическое применение в повседневной жизни, чтобы придать ей особый смысл и значимость.
Еще один важный момент: в каждом поколении еврейского народа были праведники, которые удостаивались путешествия в эти духовные миры, а по возвращении открывали увиденное всем остальным. Как же они попадали туда? (И как они оттуда возвращались?..)
Дело в том, что духовные миры не так уж и далеки от нас: речь идет о таинственной реальности, существующей параллельно с нашим миром. Большинству из нас эти миры недоступны, по крайней мере, до тех пор пока мы пребываем в физическом теле, которое «отфильтровывает» все, что невозможно постичь с помощью пяти органов чувств. И поэтому большинство из нас познает «иные миры», только когда наша душа уже освобождается от оков тела. Тем не менее есть среди нас и те, кто обладает особой чувствительностью к этой параллельной реальности. Они усовершенствовали себя и соединились с Б-гом настолько, что души их сияют. Иногда мы называем их пророками, иногда — ребе. Суть не меняется: эти люди имеют прямую связь с теми мирами, которые мы можем лишь представлять себе или читать о них в философских трудах.
Слепому не дано представить яркие цвета, изображенные на картине человеком зрячим. Вместе с тем слепой доверится зрячему, который поможет ему преодолеть оживленный перекресток. Так же и мы можем довериться тем, кто в состоянии увидеть духовную сторону нашего мира и помочь нам пройти по лабиринту, который мы называем реальностью.