Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.10.2014
С арамейского ушпизин переводится как «гости». В других языках это слово утрачивает присущую ему в оригинале загадочность и «потусторонность». А ведь «гости» эти, действительно, кажутся таинственными (по крайней мере, до тех пор пока мы не узнаем, кто они) и «не от мира сего» (по крайней мере, до тех пор пока мы не сделаем их частью нашего мира). Для их обозначения мы используем арамейское слово, поскольку источником знаний о мистических гостях является книга Зоар — основополагающее сочинение каббалистов, написанное на этом загадочном языке.
В каждый из семи дней праздника Суккот к нам в сукку (шалаш) приходят семеро «небесных гостей». Гости — важная составляющая еврейского дома на протяжении всего года. В давние времена многие евреи не начинали трапезу до тех пор, пока в их доме не появлялся хотя бы один гость, желательно обездоленный путник, с которым можно было эту трапезу разделить, — особенно в шаббат, а тем более в праздники. В праздничные дни на евреев распространяется особая мицва (повелевающая заповедь): «Радуйся в этот праздник…» (Дварим 16:14). Еврейские мудрецы объясняют, что истинная радость та, которой человек делится с другими. И действительно, целиком этот стих Торы звучит так: «Радуйся в этот праздник — ты сам, твой сын и твоя дочь, твой раб и твоя рабыня, и левит, и переселенец, и сирота, и вдова, которые [живут] в твоем поселении». Как говорил Маймонид (Мишне Тора, Законы Праздников 6:18): «Когда человек ест и пьет, он должен накормить и путника, и сироту, и вдову, и других обездоленных. Если же кто-то запирает двери дома своего, ест и пьет с детьми своими и женой своей и не кормит бедных и обиженных, то для него это уже не радость мицвы, а радость живота…»
Итак, гости являются обязательной составляющей любого праздника, а Суккота особенно. Это праздник единения еврейского народа, когда, как сказано в Талмуде, «весь народ Израиля должен собраться в одном шалаше» (трактат Сукка 27b). Поскольку реализовать это повеление на практике чрезвычайно сложно, мы должны соблюсти его главный принцип. Для этого мы приглашаем к себе в шалаш как можно больше гостей, демонстрируя таким образом свою готовность исполнить заповедь о сукке для всего народа Израиля, каждый в пределах своих возможностей.
Вернемся, однако, к ушпизин. Когда в наш шалаш приходят «земные» гости, мы удостаиваемся чести принять у себя семерых «гостей небесных», великих праотцов еврейского народа: Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и царя Давида. Семеро ушпизин приходят к нам в сукку все семь вечеров Суккота, и каждый из них в определенный день выступает в роли главного ушпиза, возглавляющего всю «делегацию».
Согласно учению Каббалы, семь праотцов, которых мы называем «пастырями Израиля», олицетворяют семь сфирот, то есть семь Б-жественных качеств, характеризующих отношения Творца с нашим миром и соответствующих семи основным чертам характера человека (сотворенного «по образу Б-га»).
Оказав нам честь и посетив нашу сукку, каждый «гость небесный» наделяет нас качеством, которое определяет его самого. В этом заключается глубинный смысл выражения «пастыри Израиля»: подобно пастуху, который обеспечивает кормом свое стадо, каждый из них питает нас духовной пищей: Авраам дарит нам любовь, Ицхак — самодисциплину, Яаков — гармонию и истину…
Эти семь великих праотцов — наши «пастыри» в течение всего года, а Суккот — период, когда их присутствие в нашей жизни наиболее ощутимо. Входя во временное жилище, сукку, мы освобождаемся от своей зависимости от материального комфорта и оказываемся в месте, где раскрывается наша духовная сущность. Именно сюда приходят ушпизин, которые дают нам возможность соединить семь измерений нашей собственной души с их Небесным источником, Б-жественными сфирот. Ушпизин питают и укрепляют нашу духовную сущность в самом начале нового года, полного забот о земном и насущном.
Вот они, семь сфирот, Б-жественных качеств, которыми наделяют нам ушпизин:
первый день: хесед — качество добросердечия или любви, олицетворяемое Авраамом;
второй день: гвура — сдержанность и дисциплина, олицетворяемыеИцхаком;
третий день: тиферет — красота, гармония и истина, сфира Яакова;
четвертый день: нецах — победа и сила, качество Моше;
пятый день: ход — величественность и смиренность, олицетворяемые Аароном;
шестой день: йесод — основа и связь, сфира Йосефа;
седьмой день: малхут — верховная власть, восприимчивость, лидерство, сфира царя Давида.
Янки Таубер