Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.02.2009
С тяжелым сердцем реб Ицхак вошел в кабинет своего наставника раввина Мойше из Коврина. Реб Ицхак в течение нескольких десятилетий обсуждал свои проблемы с этим мудрым хасидом и получал от него ценные советы, но никогда раньше он не рассказывал своему учителю об одной очень деликатной проблеме, которую решился обсудить именно в этот день.
До этого они всегда обсуждали только духовные вопросы. Всю свою жизнь реб Ицхак прожил в жуткой нищете: так было и в детстве, и в юности, и в молодости и, по его мнению, так должно было быть всегда. Ведь такое положение едва ли было достаточной причиной для того, чтобы отвлекать праведника от его святых дел.
Ицхак любил повторять, что даже от праведников Б-гу не нужны советы относительно того, кого Ему сделать богачом. Поэтому единственной причиной обратиться к цадику должно было быть стремление получить помощь и наставления в том, как нужно служить Б-гу и как уберечь себя от совершения греховных поступков.
Реб Ицхак никогда не сдавался и старался сделать все, чтобы бедственное положение не занимало все его мысли даже на некоторое время. Он всегда был радостным и благодарил Всевышнего за все, что имел.
Время шло, росли дети. Вскоре настал момент, когда нужно было выдавать замуж дочерей. А в доме не было ни гроша, чтобы устроить девушкам свадьбы и собрать приданое. Жена и дочери были крайне расстроены таким положение вещей; а как сказал один из великих и мудрейших раввинов, депрессия — одно из самых заразных заболеваний, передающихся любому, кто находится рядом. Реб Ицхак начал замечать, что это уныние оказывает влияние на его способность служить Б-гу с чистой душой.
Поэтому он и решился обратиться к рабби Мойше с тем, чтобы совершить немыслимое: он хотел попросить у мудреца благословения на то, чтобы Всевышний дал ему возможность получить средства для достойной и безбедной жизни.
«Ребе, я, — Ицхак замолчал. Он чувствовал себя как вор, застигнутый врасплох с добычей в руках. — ребе, я не могу. Моя жена и дочери», — он вновь умолк, прервавшись на полуслове, не в силах продолжать этот мучительный для него разговор.
Но и этих слов было достаточно. Ребе вопросительно поднял брови и произнес: «Ицхак, ты желаешь лучшей жизни? Ты пришел именно за этим? Я подарю ее тебе, но только при условии, что сначала ты кое-что для меня сделаешь. Возьми две золотые монеты, — продолжал реб Мойше, — и по дороге домой купи на эти деньги самой дорогой и изысканной еды, которую только сможешь найти. Пусть это будет хорошее вино, самое лучшее мясо, свежие фрукты, сладости и выпечка. Потрать на эти покупки все деньги до последнего гроша. Принеси купленную еду домой и накрой праздничный стол. Купленной тобой еды должно хватить на две полные трапезы для одного человека — дневную и вечернюю. Все блюда ты должен съесть сам. Если жена или дети попросят у тебя хоть немного еды, откажи им. И ничего им не объясняй. Сделай все в точности так, как я сказал. После этого возвращайся ко мне и получишь то, чего просишь».
Возвращаясь домой, Ицхак не мог поверить, что дал раввину обещание исполнить это необычное указание. Как он мог потратить все деньги на дорогую еду? И, тем более, как он мог съесть все это в одиночку, не поделившись с женой и детьми?! Выпавшее ему испытание оказалось еще более сложным, чем он предполагал. Ицхак сел за стол, уставленный изысканными яствами, в то время как члены его семьи стояли рядом и смотрели на него с мольбой. Он с трудом начал есть все, что стояло перед ним на столе. С каждой минутой Ицхаку становилось все труднее. «Господь Всемогущий, возьми мою душу и избавь от этого ужасного испытания!» — молился несчастный еврей про себя.
К этому моменту дети Ицхака начали жалобно всхлипывать, а его жена не выдержала и принялась взывать к его благоразумию: «О, Всевышний! Родные дети просят его дать им хоть немного еды, а ему нет до них никакого дела! Бедняжки заходятся в рыданиях, а он и не взглянет на них, продолжая есть! Ицхак, ты сошел с ума?» После этих слов жена Ицхака упала в обморок. Но реб Ицхак, не дрогнув, закончил свою трапезу и отправился в Коврин.
— Добро пожаловать, Ицхак! — с улыбкой произнес реб Мойше. — Я вижу, что ты исполнил все, что я тебе поручил, правда? — Да, — пробормотал Ицхак.
Его глаза блестели от слез. От ребе не укрылось состояние Ицхака.
— А теперь ответь мне, Ицхак, готов ли ты к благословению Всевышнего на богатство, благодаря которому твой дом будет полон дорогих вещей? Готов ли ты к такой жизни? Будешь ли ты наслаждаться деньгами и дорогой едой, но на этот раз уже вместе с женой и детьми? Даже если ты станешь щедро одаривать всех неимущих, что ты сделаешь с теми, кого не сможешь накормить и кому не сможешь помочь? Будешь ли ты спокойно взирать на страдания своих братьев и сестер и их детей? А все они будут страстно желать для себя того, что лежит на твоей тарелке. Нужно ли тебе такое богатство? Если да, возьми его, оно твое. Ну, что скажешь, Ицхак? Берешь?
— Нет, — прошептал Ицхак. — Нет! — повторил он тверже, — Я не могу. И не хочу…
Биографическая справка: Рабби Моше Палиер из Коврина (1784-1858) был учеником и соратником великого хасидского раввина Мордехая из Леховича, а затем и его сына рабби Ноаха. В 1833 году стал основателем династии раввинов Коврина, стал духовным наставников сотен хасидов, многие из которых впоследствии поселились на святой Земле Израиля.
Йерахмиэль Тиль