Top.Mail.Ru

Сдача без боя

01.07.2016

Эта история остаётся и сегодня такой же странной, почти безумной, как три с половиной тысячи лет назад. Они были вроде из поколения победителей, поколения Великого Исхода. Они порвали на себе путы рабства, видели своими глазами, как обрушились ради них Десять великих казней на Египет, и таким образом была сломлена и уничтожена самая могущественная держава тех времен, а ее непобедимая армия во главе с фараоном так бесславно потонула в водах Красного моря. Они лицезрели великие чудеса и явления природы, равных которым не было до того. Чудеса, историю которых человечество пересказывает из поколения в поколение вот уже не одно тысячелетие. Более того – они не только наблюдали эти чудеса, они были их участниками, их частью, эти чудеса творились ради них. Да что там – с ними говорил сам Г-сподь Б-г. И как можно понять, что лучшие из них, самые сильные, самые праведные, главы колен Израиля, вернувшись из разведки по Святой Земле, в которую их послал Моисей, распустили такие нелепые и деморализующие всё общество слухи о якобы населявших эту землю великанах, которых невозможно победить и для которых евреи – что лилипуты? Немыслимо.

Вряд ли перезеи, евусеи и другие народы, населявшие тогда Ханаан, были сильнее египтян. Тем более что с событий Великого Исхода прошло не так много времени, и они не могли изгладиться в памяти. Да и вести о чудесах и знамениях, сопровождавших Исход народа Израиля из Египта и его продвижение к Святой Земле, повергали в ужас населяющие ее тогда племена: «Услыхали народы и затрепетали: страх объял жителей Филистии, смутились князья Эдома, ужас объял вождей Моава, перепугались жители Ханаана! Охватили их страх и трепет», – говорит библейский текст. Остается предположить только одно: еврейские разведчики, эти праведные и доблестные воины, отчего-то просто не хотели, чтобы народ Израиля вошел в дарованную ему землю и завоевал ее.

Разведчики и в самом деле боялись, но не поражения, а ответственности. Если взглянуть на положение евреев во время странствий по пустыне, то оно, согласно библейскому тексту, было впечатляющим: они питались маном с Небес, Б-жественное присутствие пребывало среди них, а над ними парили Облака Славы. Никто и никогда не был так близок к основе мироздания, как евреи в пустыне.

А что их ждало в земле Ханаан? Сначала им пришлось бы сражаться с местными народами, чтобы завоевать ее. Потом возделывать землю, собирать урожай, возводить города и посёлки, выстроить экономическую систему и систему административного управления государством. И главное, всё это время ждать и надеяться: когда же милосердный Творец пошлёт дождь, который наполнит пустые реки и озёра и напоит бездыханные сады и поля?

Правда, жизнь в пустыне на этом фоне не так уж и плоха? Фактически, в пустыне евреи сохраняли свою избранность, а войдя в Святую Землю, рисковали стать лишь одним народом из многих других, погрязнуть в мире бытовых проблем. Именно этого опасались отправленные Моисеем разведчики. Но они совершенно не понимали, что иудаизм не ставит перед собой целью «возвысить человека до Небес», его задача, наоборот, спустить Небеса на землю – и в этом иудаизм отличается в корне от других религий. Как иногда говорят хасиды: «Б-гу угодно пребывание в низших мирах».

Да и ведь большая часть Торы, Талмуда и других священных еврейских книг посвящена вопросам, которые в общепринятом смысле религии не касаются: в них обсуждаются законы землевладения и ведения сельского хозяйства, наследственное и долговое право, условия труда работников и социальное обеспечение неимущих.

Легко достичь религиозного просветления в пустыне, монашеской келье или обители отшельников. У последователей большинства религий есть такие «живые уголки» – святые места с отделившимися от мирской суеты и волнений жизни праведниками. В иудаизме также были такие группы верующих. Например, еврейская секта ессев, философия и история которой описана в Кумранских Свитках Мертвого Моря. Наверняка существовали и другие общины, живущие по схожему принципу – и в этом нет ничего удивительного. Были, к слову, и внутри вполне традиционного иудаизма назореи, которые принимали на себя строгие обеты, такие как, например, не пить вина, не стричься. Но еврейская миссия – не в уходе в потусторонний мир, а в строительстве этого. Недаром те же назореи, когда время их обетов выходило, должны были принести искупительную жертву за то, что на время удалились от мира.

Любому народу нужна земля и армия, аграрный сектор и промышленность, финансы и банковская система. Все эти сферы в иудаизме становятся каналами, через которые Б-жественное спускается в наш мир.

Ступить на Святую Землю – всегда испытание. Разведчики боялись ответственности, которую это на всех накладывало. Это была ошибка глубоко религиозных людей, но всё же ошибка, которая отложила овладение евреями обещанной им земли. Возвращение евреев в Эрец-Исраэль и становление там государства после двухтысячелетнего изгнания стало не меньшим испытанием. Полагаю, что за всю историю цивилизации не было ни одного сравнимого с сионизмом социально-политического движения по количеству возлагаемых на него надежд. Для одних сионизм стал воплощением религиозных пророчеств о возвращении евреев в Святую Землю, для других – историческим достижением народа, решившего наконец вершить собственное бытие своими руками. Кто-то даже видел в сионизме схожие с толстовскими идеи воссоединения человека с землей, еврея – с его Палестиной. Другие улавливали проявление философии Ницше, утверждающей силу и власть. Были и те, кто считал сионизм просто спасением от европейского и мирового антисемитизма. У каждого адепта сионизма были свои мечты, и в определенном смысле все эти мечты одновременно сбылись.

Духовность не пребывает где-то отдельно, она всегда в самой гуще общества и событий. Оставить свою пустыню, выйти из комфортной для себя зоны и отправиться в мир, полный испытаний и забот, – задача сложная и ответственная, но именно этого от нас ждёт этот мир и его Творец.

Лорд Джонатан Сакс


{* *}