27 марта 2012 года в Букингемском дворце состоялось празднование бриллиантового юбилея правления королевы Елизаветы II. В ходе церемонии были зачитаны поздравления от многих организаций, было среди них и поздравление от Совета депутатов британских евреев. Президент Совета, госпожа Вивиан Вайнман, включила в свою речь традиционное еврейское пожелание «до 120 лет». Королева удивилась и вопросительно взглянула на мужа, принца Филиппа: им еще не приходилось получать такие поздравления.
Через некоторое время принц Филипп поинтересовался у меня значением этих слов. Я рассказал ему, что столько лет прожил пророк Моисей, причем в библейском тексте сказано, что даже в этом возрасте «зрение его не ослабевало, а силы – не истощались». Вот с тех пор евреи и считают, что 120 лет – это максимально возможный срок продолжительности жизни, и желают всем дожить до этого возраста. А по мере роста продолжительности жизни этот вопрос, как, старея, сохранить силы и молодость, становится особенно актуальным.
Самым масштабным проектом на эту тему стало исследование Grant Study, начатое еще в 1938 году. Целью проекта стало изучение жизни 268 бывших студентов Гарварда на протяжении почти 80 лет для выявления факторов, способствующих долгожительству и процветанию. Более 30 лет этим проектом руководил профессор Гарвардской медицинской школы психиатр Джордж Вайлант.
Среди массы аспектов, вскрытых Вайлантом, он особенно выделяет два фактора, которые, к слову, были характерны и для личности Моисея. Первый фактор – это генеративность, то есть заинтересованность в жизни следующего поколения. Профессор психологии Джон Котре определял генеративность как «посвящение всего себя работе настолько, что достигнутое увековечивается». К середине жизни, уже построив карьеру, завоевав определенную репутацию и выстроив свои отношения с окружающими, мы можем погрузиться в стагнацию или же решиться на новый прорыв – посвятить себя другим: обществу и следующему нам на смену поколению.
В качестве второго фактора Вайлант называл сохранение у индивидуума смысла жизни. Речь тут идет о мудрости, приходящей к человеку с годами и представляющей самостоятельную ценность. С возрастом мы приобретаем способность беспристрастно размышлять об увиденном, отстраниться от событий и не подпадать под влияние момента, преходящей моды или безумной толпы. Нам нужна эта мудрость – особенно сегодня, в наш динамичный век, когда успех и слава могут прийти к человеку уже в довольно молодом возрасте. Вспомните, как развивалась карьера Билла Гейтса, Ларри Пейджа, Сергея Брина и Марка Цукерберга – в какой-то момент каждый из них окружил себя более старшими и опытными друзьями и советчиками, которые помогли бизнесменам достичь настоящего успеха.
Библейское описание последнего месяца жизни Моисея рисует нам его как уже состарившегося, но по-прежнему энергичного и активного лидера, обладающего какой-то невероятной жизненной мудростью и жаждущего спасти от неминуемых ошибок идущее ему на смену поколение. Свои последние дни в этом мире Моисей посвятил молодежи, выступив в новой для себя роли – не освободителя и пророка, а учителя. И под этим именем вошёл в еврейскую историю – Моше Рабейну (рабейну переводится с иврита как «наш учитель»).
Он поведал следующему поколению историю народа и историю Исхода, объяснил фундаментальные законы мироздания и обыденные законы общежития. Говорил о справедливости и помощи неимущим, гостеприимстве и уважительном отношении к работникам. Просил помнить о праотцах, наследниками которых они являются, и вечно хранить союз, заключённый с Творцом. И умер, благословив на смертном одре каждое из колен Израиля.Часто расцвет таланта человека приходится на его молодость: например, композитор Феликс Мендельсон написал свой знаменитый струнный октет в 16 лет, увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» – в 17. Американский режиссер и актер Орсон Уэллс уже в 26 лет снял свой великий шедевр – «Гражданин Кейн».
Но бывает и по-другому – когда талант расцветает с годами. Моцарт и Бетховен считались вундеркиндами, но лучшие свои произведения оба создали в уже зрелые годы жизни. Знаменитую картину «Водяные лилии» французский живописец Клод Моне создал в своем саду в Живерни, в Нормандии, уже после 80. Джузеппе Верди написал оперу «Фальстаф» в возрасте 85 лет. Бенджамин Франклин изобрел бифокальную линзу, когда ему было 78. Микеланджело, Тициан, Матисс и Пикассо творили шедевры и после 80.
Профессор экономики Чикагского университета Дэвид Галенсон в книге «Молодые гении и старые мастера» приходит к выводу, что концептуальные новаторы реализуют свои таланты в молодости, а экспериментальные новаторы, раз за разом учась на ошибках, достигают совершенства уже в зрелом возрасте.
Последний период в жизни Моисея, хоть и не был отмечен великими чудесами и знаменами, в определенном смысле стал главным в жизни пророка – он взрастил все следующие за ним поколения. И показал пример генеративности – как, старея, оставаться молодым. Слова «зрение его не ослабевало, а силы – не истощались» я считал раньше элементами повествования, пока не понял, что первое объясняет второе. Силы Моисея не иссякали, потому что зрение не ослабевало. Это значит, что он смотрел вокруг себя, смотрел вперед на следующие поколения и радовался, какими они растут, и благодаря этому до конца жизни сохранял в душе веру в лучшее, тот самый идеализм, так присущий молодым. В нём и черпал силы. До 120!