Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.10.2016
Суккот, пожалуй, самый странный и непонятный еврейский праздник. Если про Песах, например, всё ясно – евреи едят мацу и радуются Исходу из Египта, в Рош-а-Шану – едят яблоки с мёдом и желают друг другу сладкого года, а в Судный день – постятся и молятся о прощении грехов, то с Суккотом решительно ничего непонятно: зачем евреи строят шалаши, устраивают в них трапезы, а некоторые даже спят?
Великий еврейский мудрец рабби Элиэзер считал, что шалаши, в которых евреи проводят праздник Суккот, символизируют «облака славы», которыми они были окутаны при своем Исходе из Египта и в течение всего сорокалетнего странствия по пустыне. А «облака славы», в свою очередь, знак божественного присутствия, раскрывшегося сверху «шатра безопасности».
Однако другой еврейский мудрец, рабби Акива, полагал, что праздник Суккот установлен в память о шалашах, в которых евреи проживали во время странствий по пустыне, и никакого дополнительного символизма здесь искать не следует. Точка зрения рабби Акивы кажется более логичной и рациональной, но возникает вопрос: если сукка – это просто шалаш из веток, то в чем тогда заключалось чудо и что празднуют в Суккот евреи?
Известный комментатор библейского текста Рашбам, развивая мысль рабби Акивы, пришел к выводу, что заповедь о строительстве сукки была введена с целью напомнить израильтянам об их прошлом – чтобы уже в Святой земле, испытывая удовлетворение от жизни, в период сбора урожая, на который и приходится праздник Суккот, евреи помнили, откуда они вышли, и не забывали, что в течение почти полувека были всего лишь группой беженцев, жившей во временных шалашах-палатках. «Возведешь ты хорошие дома, поселишься в них и возгордишься, а затем забудешь Б-га своего, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства», – цитирует Рашбам в подтверждение своей версии библейский текст. Суккот, по мнению Рашбама, введён для того, чтобы мы не впали в самодовольство и не думали, что свобода и достаток – это нечто само собой разумеющееся.
Однако есть и другое прочтение позиции рабби Акивы. Есть в книге пророка Ирмеягу уникальные для библейского текста слова: «Я вспоминаю о дружбе твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную». Уникальны они тем, что это не хвала Б-гу, которую возносит народ Израиля, а хвала народу Израиля, исходящая от Творца. Однако, если вдуматься, ничего странного в этом нет: дело ведь не в том, что Б-г избрал евреев, а в том, что это евреи выбрали Б-га. В том числе и последовав по Его призыву в пустыню, в голод, в никуда. И если сукка символизирует «облака славы Б-га», защищавшие еврейский народ во всех обстоятельствах, то ничем, получается, еврейский народ ради Б-га и не пожертвовал. Если же рассматривать сукку с точки зрения позиций рабби Акивы – как простой шалаш, временное пристанище для бездомного, то аллегорично можно сказать, что Израиль проявил смелость «невесты», последовавшей за своим избранником даже в пустыню, доказавшей в буквальном смысле эти слова: с милым – рай в шалаше.
В определенном смысле праздник Суккот с его шалашами стал символом не только сорокалетних странствий по пустыне, но и всех последующих изгнаний евреев, в том числе и последнего, самого долгого, двухтысячелетнего. Ведь на протяжении многих веков евреи, живя в той или иной стране, не знали, насколько надёжным является очередное пристанище и когда вновь придётся уносить ноги. Достаточно вспомнить массовое изгнание евреев из Англии в 1290 году, из Испании – в 1492-м, из Португалии – в 1497-м. Так что Суккот с полным основанием можно назвать «праздником небезопасности».
И несмотря на это, в еврейской традиции праздник Суккот именуется зман симхатейну – временем нашей радости. Для меня этот эпитет отражает всю суть истории еврейского народа: постоянно находясь в неопределенности, испытывая страх, всё равно пребывать в радости даже в самых, казалось бы, неподходящих обстоятельствах, «под сенью веры» – именно этим выражением описывает сукку каббалистическая книга «Зоар». Вера – это мужество жить с неопределенностью. Именно это символизирует праздник Суккот, если вдуматься в точку зрения рабби Акивы.
Для меня поразительно, как израильтяне на протяжении десятилетий живут в условиях постоянной угрозы войны и террора, но не поддаются страху. Я вижу, что даже наиболее секуляризированные израильтяне сохраняют глубокую веру, которая, возможно, не является «религиозной» в ортодоксальном понимании, но это не делает ее менее подлинной. «Они верующие и дети верующих» – так ещё в древние времена, согласно Талмуду, охарактеризовал Б-г свой народ. Современный Израиль – живой пример радости вопреки всему.
Суккот – единственный праздник, который, согласно библейскому пророчеству, будет когда-нибудь отмечаться всем миром. И только в XXI веке стало понятно, как это произойдёт. После событий 11 сентября 2001 года мы все находимся в состоянии перманентного шока. Во многих уголках планеты вспыхнули братоубийственные войны, а во всех остальных – никто не застрахован от террористической угрозы. Некоторые регионы – и прежде Ближний Восток – напоминают нам «войну всех против всех, на которой жизнь каждого отдельного человека коротка, бедна и никчемна» из «Левиафана» Томаса Гоббса. Неуверенность порождает страх, страх порождает ненависть, а ненависть порождает насилие. Когда-нибудь историки назовут XXI век эпохой страха. Мы, евреи, являемся в этой области непревзойденными экспертами, прожив в этом состоянии целые тысячелетия. Лучший рецепт, как выжить в эпоху страха – это сохранить веру и радость. Веру в лучшее и радость каждого дня.
Роберт Берг